ОТЕЦ И СЫН НЕСТАЙКО.ЗАВЕДУЮЩИЕ КАФЕДРАМИ ЛГМУ
НЕСТАЙКО ВАЛЕНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ
Родился в 1913 году в Харькове. Закончил Киргизский медицинский институт в 1942 году. Работал врачом- патологоанатомом. В 1950 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1953 по 1956 годы- главный патологоанатом Харьковского областного отдела здравоохранения. С 1960 по 1970 годы- заведующий кафедрой патологической анатомии Луганского медицинского института, заведующий патологоанатомическим отделением областной больницы. Впоследствии он стал собирателем прижизненных трудов Даля и его вещей. Именно Валентин Васильевич Нестайко, доцент Ворошиловградского медицинского института, председатель Совета научно-методического кабинета правления Ворошиловградской областной организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры своей увлеченностью заразил Юрия Алексеевича Ененко (в это время аспиранта мединститута), стал его духовным наставником.
У каждой истории есть своя предыстория. Есть таковая и у Литературного музея В.И.Даля в Луганске. Так сложилось, что идея о создании музея Казака Луганского долгое время не могла осуществиться. Чиновникам было мало факта рождения Вольдемара Фердинанда, сына выходца из Дании Иоганна Даля, в поселке при Луганском литейном заводе. Неизвестно кем рожденная, однако в 60-е годы появляется и распространяется легенда о том, что будущий лексикограф Даль появился на свет именно в доме № 12 по улице Юного Спартака, бывшей Английской. Именно эта легенда и была привлечена сторонниками открытия музея как дополнительный аргумент в пользу его открытия в Луганске. В конце 60-х годов была создана комиссия по созданию мемориальной экспозиции, как значилось, «в домике В.И.Даля». Членами комиссии стали видные луганчане: В.И.Высоцкий, Т.М.Рыбас, В.А.Титов, В.О.Нестайко, Ю.А.Ененко, Г.Г.Головченко, И.В.Панич и др. Однако, открытие музея в заброшенном домике отложилось более чем на 15 лет. Энтузиасты, влюбленные в необыкновенную личность Даля, продолжали собирать материалы, занимались пропагандой наследия «живой энциклопедии России». Валентин Нестайко, преподаватель мединститута, создал небольшой музей Даля в своём вузе. Юрий Ененко, в бытность свою главным врачом областного онкодиспансера, способствовал сооружению первого в нашем городе памятника Владимиру Далю на территории онкодиспансера (1979). Только 22 ноября 1986 года, в честь 185-летия со дня рождения Даля, состоялось открытие «Дома-музея Владимира Ивановича Даля», тогда – филиала областного Краеведческого музея. Несколько ранее, в 1981 году, в Луганске был открыт памятник Владимиру Далю, известный каждому луганчанину, на улице Юного Спартака (ныне – ул. В.И.Даля).
У истоков создания музея стояли В.Нестайко, Ю.Ененко, В.Башкина и Т.Свиридова
А вот что пишет Елена Ененко, дочь известного луганчанина – Юрия Алексчеевича Ененко:
«К теме Даля, Юрий Алексеевич пришёл еще в студенческие годы. Работал лаборантом на кафедре паталаго-анатомии (заведующий, доцент медицинских наук - Валентин Васильевич Нестайко).там же работала лаборантом жена скульптора Ильи Пантелеевича Овчаренко, Дина Ивановна. Из её разговоров, Валентин Васильевич и Юрий Алексеевич узнали о работе Ильи Пантелеевича над скульптурным портретом Даля и заинтересовались, как краеведы. В свою очередь, Овчаренко И. П. ещё в 50-е годы обратился к теме Даля в тесном общении с семьёй Ивана Степановича Михалко, доцентом , преподавателем старославянского языка Луганского педагогического института.( Иван Степанович Михалко – муж сестры Дины Ивановны.) Дина ивановна Овчаренко проживает с детьми в Киеве и присылала письмо-воспоминание о тех событиях. Первый этюд головы Даля был передан кабинету языкознания педагогического института. Далее Илья Пантелеевич Овчаренко уже не расставался с этим образом допоследних дней. Юрий Алексеевич, будучи студентом 4 курса мединститута, в 1962 году, придя в мастерскую Овчаренко, стал свидетелем завершения работы мастера над первым в истории мирового искусства скульптурным портретом Казака Луганского. В 1963 года скульптура экспонировалась на республиканской выставке в Киеве и была приобретена министерством культуры Украины…………………………………
Ю. А. Ененко вместе с В. В. Нестайко продолжают и углубляют свои исследования жизни Даля. В. В. Нестайко организовывает кабинет у себя на кафедре, посвящённый материалам о Дале, найденных в архивах.
НЕСТАЙКО ОЛЕГ ВАЛЕНТИНОВИЧ
Родился В 1945 году в Харькове в семье медицинских работников. Отец- Валентин Васильевич, будущий заведующий кафедрой паталогической анатомии Луганского медицинского института, мать- Доротея Ефимовна, высококвалифицированный педиатр, долгие голы проработавшая в 1-й детской больнице в Луганске. В 1962 году Олег поступил, а 1968 году окончил Луганский медицинский институт, работал два года в областном онкологическом диспансере врачом- рентгенологом. 1970 -1973 годы - аспирантура в Обнинске, в НИИ рентгенологии и медицинской радиологии Академии медицинских наук СССР. Где защитил кандидатскую(1974) диссертацию по еме: «Прямая лимфография в оценке лучевых изменений лимфатических сосудов, узлов и регионарной лимфоциркуляции», а затем и докторскую диссертацию(1986) : «Комплексная диагностика распространённого процесса ниже диафрагмы при лимфогрануломатозе». В 1987 году приехал в Луганск и прошёл по конкурсу на должность заведующего кафедрой лучевой диагностики и лучевой терапии Луганского медицинского университета. В 1992 году присвоено звание профессора. В Нигерии, в госпитале Igbinedion Hospital, работал с 1993 по 1995. Потом вновь в Луганском медицинском университете до 2004 года, после чего стал профессором кафедры проблем человека Восточно- Украинского университета им. В.Даля.
Нестайко Олег Валентинович
Передал в дар музею личный архив отца, создателя первого музея В. И. Даля (на общественных началах) Нестайко В.В.
ВЛАДИМИР ДАЛЬ БЫЛ «СПОНСОРОМ» ТАРАСА ШЕВЧЕНКО
Сорок лет жизни В.И. Даль посвятил своему «Словарю». Из этих сорока десять (!) приходятся на период его служения отчизне в Нижнем Новгороде.
В городе Горьком, когда ему вернули прежнее название, одну из окраинных, кривых и опасных в вечернее время улиц назвали улицей Даля. Однако… только один из десяти жителей этой улицы считает, что названа их «улица, улица, улица ш-и-и-и-р-о-о-к-Ы-я, отчего ты улица стала кривобокая?» - «в честь какого - то писателя».
Нет, однако, в Нижнем Новгороде и музея В.И. Даля….
Вот так не повезло Нижнему, но как повезло Луганску – городу, в котором всего четыре года жизни Вольдемара – Фердинанда(ещё в лютеранстве, до крещения в православную веру) прошли здесь,… а, музей-то имеется! И не плохой, надо признаться, музей. Но мог бы быть ещё лучше, если бы спонсоры - меценаты перестали бы уже «не дремать, а спать непробудным сном» и чаще бы обращали внимание своё на музей В.Даля.
Любой музей «богат» постоянными архивными разработками, научным анализом и обобщением фактов из жизни тех, кому «музей сделан». Надо отдать должное – большая исследовательская, научная работа проводится сотрудниками музея В.Даля и в Луганске. Однако, надо полагать, что публикации сотрудников в специальных научных изданиях не становятся достоянием широкой публики, посещающей музей, если вновь открытые сведения не дополнять материалами экспозиции. Только так можно расширять тематику экскурсионных обозрений, сделать музей ещё более привлекательным для посетителей.
Известна попытка исследователей провести параллели между личностями Казака Луганского и выдающегося актёра Михаила Семёновича Щепкина. Будучи на службе в Нижнем Новгороде, Владимир Иванович Даль неоднократно встречался со Щепкиным. Документальных свидетельств их первой встречи, однако, до сих пор не найдено.
Читая личную переписку актера с его общими знакомыми, в частности с Т.Г. Шевченко, мы убеждаемся, что Щепкин был знаком с Казаком Луганским. В переписке с Т.Шевченко имя Владимира Даля упоминается неоднократно. Так, Тарас Григорьевич в одном из писем пишет: «...Сегодня был у меня Вл[адимир] Ив[анович] Даль; я показал ему письмо твое. Обрадовался старик, прочитав, что ты хочешь приехать в Нижний. Низенько кланяется тебе Вл. Ив. и сердечно просит не менять доброе намерение...».
В.И.Даль был неравнодушен к театру. Его товарищ по Морскому кадетскому корпусу Дмитрий Завалишин, с которым В.Даль в числе двенадцати лучших гардемаринов участвовал в учебном плавании к берегам Дании и Швеции, свидетельствует: «Когда мы были в Фридрихсберге и ездили оттуда осматривать Гельсинор, то останавливались пить чай на месте, где являлась Гамлету тень отца его, и разыгрывали эту сцену». Ещё бы Вольдемар - Фердинанд, сын ДАТСКИЙ, да не попил бы чайку в крепости принца ДАТСКОГО!
Писатель Казак Луганский пытался и пьесы писать. Сохранились две одноактные комедии, написанные им во время службы в Николаеве: «Невеста в мешке, или Билет в Казань. Небольшая комедия в одном действии. Писано 1812 года и «Медведь на маскараде. Комедия в одном действии. Писано 1822-го года». Обе пьесы были предназначены для любительского театрального кружка.
Не совсем удачными, конечно, были его попытки стать драматургом. Но «толк» в драматическом искусстве он понимал, а его пьеса «Ночь на распутье», опубликованная в «Былях и небылицах»… «трошечки не дотянула» до шекспировского «Сна в летнюю ночь».
В общем, дружил В.Даль с Михаилом Щепкиным, а через Михаила «вышел» на Тараса Шевченко и стал его (Тараса) «спонсором». Да ещё каким!...
… В начале своей ссыльной жизни, в 1847 году, Тарас Григорьевич обратился к Владимиру Ивановичу через общего знакомого Василия Лазаревского, служившего в департаменте уделов. "Как увидитесь с В. И. Далем, - писал Т.Шевченко, - то, поклонившись ему от меня, попросите, чтобы он умолил В. Перовского (генерал-губернатора Оренбургской губернии) освободить меня хотя - бы из казармы, т. е. выпросил - бы мне позволение рисовать. Даль человек добрый, умный и влиятельный, он хорошо знает, как мы тут мучаемся, и тяжкий грех будет ему, если он не захочет замолвить за меня хотя бы одно слово".
Владимир Иванович сделал всё, чтобы облегчить положение Шевченко, которого перевели из казармы на частную квартиру. Это «спонсорство» Даля помогло полному освобождению Шевченко. Владимир Иванович несколько лет служил чиновником особых поручений у губернатора Оренбурга В. Перовского и пользовался большим его доверием. Своё участие в освобождении Кобзаря Даль провёл столь деликатно, что тот даже и не ведал об этой услуге, считая "единственными виновниками моего избавления" вице-президента Академии художеств графа Фёдора Толстого и его супругу. Вероятно, по этой причине Т.Шевченко по прибытии в Нижний не сразу нанёс визит Далю. 12 ноября 1857 г. он записал в дневнике: "Причепурился я и отправился к В. И. Далю. Но почему-то, не знаю, прошёл мимо его квартиры".
Встретились В.И. Даль, Т.Г. Шевченко и М.С. Щепкин на премьере пьесы «Москаль – чаривнык».
Чтобы улучшить своё материальное положение, Тарас Шевченко «пошёл в услужение» в местный театр. По протекции М.С. Щепкина его наняли для постановки «малороссийской дикции» русскоговорящих артистов. Известно, что «если гора не идёт к Магомету»,… то В.И. Даль, присутствуя на премьере, был очарован игрой одной самодеятельной актрисы. Он не преминул зайти за кулисы и, вручив скромный букет цветов, поздравил её с успехом(юная актриса нижегородского театра, 15-летняя Катенька Пиунова была дочерью городского головы).
«В.И. Даль, Т.Г. Шевченко и М.С. Щепкин встречаются с Катенькой Пиуновой» - таково название картины выдающихся художников Луганщины и Украины А.А. Фильберта и М.С. Вольштейна. Написано это произведение в конце 60-х годов ХХ-го века по идее, которую высказал друзьям – художникам доцент Луганского государственного медицинского института В.В. Нестайко.
«Валентину Васильевичу Нестайко – горячему энтузиасту - далеведу, породнившему меня и моего коллегу с Казаком Луганским», - так писал Александр Фильберт.
Картина эта(«В.И. Даль, Т.Г. Шевченко и М.С. Щепкин встречаются с Катенькой Пиуновой») должна занять почётное место в музее В.И. Даля нашего города Луганска. Сейчас она в семье Нестайко.
Юрий Кукурекин, член МСПУ
ФОТО:Нестайко Валентин Васильевич; Слева - Олег Валентинович Нестайко
|