Общение на свободные темы без альтернативщины и прочей недомедицины!
« Нарушение речи у детей »
Цыганова Т.Н логопед высшей категории, ЛОКПНБ отд.№ 25 ЛУГАНСК
Все психические процессы у ребенка - восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение - развиваются с прямым участием речи.
Речь как и любая психическая функция подвержена патологии. Нормальное развитие речи идет параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Первые звуки являются рефлекторными, не зависят от воли ребенка, возникают сами в процессе внеречевой деятельности - это период гуления в возрастной категории 3-4 месяцев, первыми появляются гласные звуки - а, о, у, э, затем губные - п, б, м, и заднеязычные - г, к, х.
Развитие и понимание речи, начинается до того, как ребенок овладевает активной речью. К году дети обычно говорят отдельные слова от нескольких до десятков слов. К концу второго года слова становятся более точными, устойчивыми в употреблении. Речь превращается в средство общения. К трем годам речь ребенка в основном сформирована, он владеет всеми основными грамматическими категориями, употребляя части речи, строит предложения, соблюдая грамматическую правильность.
Причины вызывающие нарушение речевого развития сводятся к поражениям головного мозга и нарушениям периферического речевого аппарата.
По одной из классификаций причин речевых нарушений профессора, методиста М. Е. Хватцева выделяются органические ( анатомо-физиологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины.
Органические факторы - неблагоприятные воздействия - инфекции, травмы, интоксикации - на центральную нервную систему ребенка и на его организм в целом. в зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную патологию (перинатальную), повреждения при родах и воздействие различных вредных факторов после рождения.
Перинатальная патология может.быть обусловлена заболеваниями матери во время беременности, инфекциями, интоксикациями, токсикозами беременности, акушерской патологией. К наиболее значимой натальной патологии относятся асфиксия и родовые травмы. Внутричерепные кровоизлияния могут захватить речевые зоны коры головного мозга. Раннее поражение речевых зон мозга и проводящих нервных путей сказывается на речи уже в 1,5-2 года: речевые задержки, речевое недоразвитие, дизартрии. В более легких случаях поражение корковых речевых зон, дают о себе знать лишь в школе, когда нераспознанные в дошкольном возрасте стертые речевые нарушения являются одной из причин неуспеваемости
При локализации поражения мозга в области структур; обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Признаками нарушения звукопроизношения служат : отсутствие, искажение, замена звуков. Замена звуков возможна по твердости - мягкости, звонкости - глухости.
Нарушения внутриутробного развития плода возникают в связи с вирусными заболеваниями, алкоголизмом, курением. Токсикозы беременности, недоношенности, недлительная асфиксия в родах вызывают нерезко выраженные минимальные органические повреждения мозга. Для детей с минимальной мозговой дисфункцией характерны недостаточность внимания, памяти, моторные нарушения, расторможенность, что в свою очередь
является определяющим в речевом развитии ребенка.
Развиваются сенсорная и моторная недостаточность. При моторных затруднениях слабо формируются артикуляция органов произношения (языка, губ). Ребенок не в состоянии произвести тот или иной звук. При сенсорной недостаточности дети испытывают трудности в различении акустических признаков звуков, в результате происходит смешение звуков как при восприятии, так и при воспроизведении.
Ко второй категории причин нарушения речи относятся функциональные - аномалии органов артикуляции нарушения слуха и зрения.
При нарушении строения периферического речевого аппарата: губ, неба, языка, челюстей, подъязычной связки, носовой перегородки искажаются не только согласные, но и гласные звуки. Нарушения в строении артикуляционного аппарата могут быть врожденными и приобретенными. К врожденным дефектам относятся расщелины губ, твердого и мягкого неба, неправильное развитие челюстей.
Приобретенные дефекты - результат травм, воспалительных процессов (аденоидные разрастания, полипы). Нарушения подобного характера приводят к диагностике у детей механической дислалии, стертой дизартрии, ринолалии.
Чем раньше проявлялась анатомическая деформация органов артикуляции, тем больше риск появления устойчивых дефектов фонетического строя речи.
Таким образом, чем раньше была выявлена патология языка, губ, зубочелюстной системы и начата комплексная работа по устранению анатомических дефектов артикуляционных органов, исправлению нарушений звукопроизношения и развитию фонематических процессов, тем быстрее и эффективнее можно добиться положительных результатов в коррекции звукопроизносительного расстройства. Подобного рода функциональные нарушения не только влияют на формирование и качество речи, но и затрудняют процесс ее коррекции.
К причинам социально-психологического характера относятся факторы и условия проживания, воспитания, наследственные, условия материального достатка, окружение ребенка. В детском возрасте ребенок обладает огромной подражательной способностью.
Нормальное довербальное развитие на первом году жизни, имеющее важное значение для формирования речевой функции, возможно только при адекватном взаимодействии ребенка с матерью или другими близкими для него людьми.
Определенное значение в этимологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию под влиянием даже незначительных факторов. Отмечается роль наследственных факторов в возникновении нарушений письменной речи (дизграфии, дислексии), Для овладения ребенком речью необходимы нормально развитые умственные способности и слух, достаточная психическая активность, потребность в речевом общений и полноценное речевое окружение.
Цыганова Т.Н
логопед высшей категории
ЛОКПНБ отд.№25
|