19 мая 2021 года Луганский край: история, культура, среда
Рецензия
на героическую поэму Андрея Медведенко
«НЕСКОНЧАЕМЫЙ РЕЙД»
Луганск, 2021, с. 28, тираж 200 экз., художественный оформитель Медведенко Н.А.
1-я страница обложки
Последняя страница обложки
Андрей Медведенко в этой небольшой по объёму книге сделал несколько разделов, в частности: «Концентрация силы и духа» - вступление; «Историческая справка»; «112-я Башкирская(16-я гвардейская) кавалерийская дивизия», «Дебальцевский рейд», «Память жива»; «Из пепла забвения»; «Оккупированные, но непокорённые» и собственно поэма – «Нескончаемый рейд».
Написал эту поэму Андрей Медведенко в 2016 году, когда отмечалось 75-летие 112-й Башкирской дивизии.
В самом начале книги автор «сердечно благодарит доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой медицинской химии Луганского государственного медицинского университета имени Святителя Луки Павла Констатиновича Бойченко за помощь в издании этой книги.
Считаем необходимым сослаться на вступление к этой книге, которое называется «Концентрация силы духа».
За поэму «Нескончаемый рейд» Андрей Медведенко удостоен премии Союза писателей Российской Федерации «Имперская культура» имени Эдуарда Володина.
Вместе с героизмом конников 7-го кавалерийского корпуса автор ставит на одну линию и лошадей. Они так же, как и кавалеристы, шли в атаку, так же гибли и спасали своих верных друзей. Это справедливо и делает поэму ещё более эмоциональной и трогательной.
Небольшая по объёму, она вмещает в себя такую концентрацию духовной силы, которой для иного писателя хватит и на толстенную книгу.
Вступив в бой с элитарными частями вермахта, красные конники, а это были в большинстве своём башкиры, алтайцы, казахи, русские, украинцы и другие национальности, отдали свои жизни, но внесли решающую лепту в освобождение нашего Луганска.
Наш долг свято хранить память. И делать так, чтобы на родне Героев знали – луганчане чтут их героический подвиг и преклоняются перед ними.
Итак, «Историческая справка»
8-й кавалерийский корпус сформирован в январе-июне 1942 года в Орловской и Тульской областях в составе 21-й горно-кавалерийской, 52-й и 55-й кавалерийских дивизий. После расформирования в марте 52-й кавдивизии, в июле принял 112-ю Башкирскую кавдивизию.
В книге подробно излагается участие кавалерийского корпуса в боях, со 2 июля 1942 года на Брянском фронте, далее – в зимних и весенних боях за Москву. После чего были сражения в Липецкой, Курской областях, под Сталинградом, на Среднем Дону, в Донбассе, совершал рейды по тылам гитлеровских войск.
Надо сказать, что это подробное описание всех операций, в которых принимали участие советские конники, вызывает несомненный интерес, за что несколько тысяч кавалеристов награждены орденами и медалями, 143 присвоено звание Героя Советского Союза, 19 воинов стали кавалерами ордена Славы 3-х степеней.
Особое внимание уделено как во вступлении, так и в основной части – поэме, - 112-й Башкирской(16-й Гвардейской) кавалерийской дивизии, которая была сформирована по постановлению Государственного комитета обороны СССР № 894сс от 13 ноября 1941 года в январе-марте 1942 года на ж/д станции Дёма(ныне в черте г.Уфы) и в селах Авдон, Ново-Жуково, Старо-Жуково и Тантыково Уфимского района БАСССР как 112-я Башкирская кавалерийская дивизия.
В должность командира дивизии вступил генерал-майор Минигали Мингазович Шаймуратов.
Героическая поэма «Нескончаемый рейс» посвящена Дебальцевскому рейду 8(7-го гвардейского) кавалерийского корпуса – одной из самых ярких страниц Великой Отечественной войны на Луганщине.
В феврале 1943 года 8(7 гв.) кавкорпус(командир – генерал-майор М.Д.Борисов) в составе % 21-й горно-кавалерийской(14 гв.) кавдивизии(командир = генерал-майор Н.П.Якунин), 55-й(15 гв.) кавдивизии(командир – полковник И.Т.Чаленко), 112-й Башкирской(16 гв.) кавдивизии(командир – генерал-майор М.М.Шаймуратов) и подразделений укрепления…принял участие в «Ворошиловградской освободительной операции2 – части стратегической операции по освобождению Донбасса «Скачок».
9-10 февраля 1943 года 8-й кавкорпус вёл бои за Ворошиловград. С целью перерезать коммуникации врага,, тем самым ускорить освобождение Ворошиловграда и развернуть наступление на запад, в ночь на 11 февраля ушёл в глубокий рейд в район Дебальцево-Чернухино, который официально закончился 24 февраля, но отдельные бойцы и воинские подразделения выходили из него ещё долго. Многие не вышли.
…Кавалеристы нанесли противнику большие потери. Были перерезаны важнейшие коммуникации врага в районе Ворошиловск, Дебальцево, Фащевка, Красный Луч. Разрушены железнодорожные линии Ворошиловград-Дебальцево, Дебальцево-Зверево, Дебальцево-Никитовка, взорваны три железнодорожных моста, водокачка, уничтожено 18 эшелонов с артиллерией, танками, автомашинами, заводским оборудованием, горючим, подарками для немецкой армии. Выведено из строя 20 паровозов, сожжено 30 складов с боеприпасами, продовольствием и имуществом. Разгромлен штаб 62-й пехотной дивизии, из плена освобождено 1480 человек и т.д.
Однако, за эти победы была заплачена высокая цена. Оказавшись в тяжелейших условиях(морозы, большой снежный покров, сильно пересечённая безлесная местность), без снабжения и поддержки со стороны армии, корпус был вынужден с тяжелейшими боями прорываться из окружения. Это привело к гибели 2,5 тысяч бойцов, 3 тысяч лошадей, почти всей материальной части….
Погибшие конногвардейцы покоятся в братских могилах Чернухино, Петровском, Фащевке, Городище, Красном Куте, Степном, Штеровке, Успенке, Роскошном и других населённых пунктах Луганской и Донецкой областей.
Итак, героическая поэма «Нескончаемый рейд»,
в которой Андрей Медведенко показал бессмертный подвиг кавалеристов.
Бесстрашным конникам
Дебальцевского рейда посвящается
…И грузились кони
на станции в вагоны.
Нарушали ржаньем тишину.
Ой, вы кони!...
Ой, борзые кони
Уходили кони на войну!
Так начинается эта поэма, и, эти строки сразу «напрягают» читателя и мы ожидаем описания дерзкого, стремительного продвижения кавалеристов навстречу сильному врагу, по его тылам, ждём…подвигов! И наши ожидания оправдываются полностью:
И летели кони…
И, где надо срочно –
там и принимали бой они!
В стыки армий вклинивались прочно –
крепче всякой крупповской брони!
И опять обращение к коням, которые отождествляют собой также нечто героическое:
Ой вы, кони!...
Кони огневые,
резвые, игривые мои!
И, как сказано выше, возглавляет кавалерийскую дивизию генерал-майор М.М.Шаймуратов:
Клубится дым над дальним перекатом.
На нём фашистов полчища – стеной.
И сам комдив –
отважный Шаймуратов
Башкирии батыров вводит в бой.
Он понимает:
в выдержке победа.
И хоть кругом простор степи, не лес –
стремительность
Дебальцевского рейда
спесь укротит дивизии СС.
Так и происходило, действия конников нанесли серьёзный урон фашистам, что, как понимаем, ускорило освобождение Ворошиловграда.
Трескуч мороз.
Уздечек перезвоны.
Клинков и пуль суровая пурга.
И вот летят с откосов эшелоны
С военной страшной техникой врага.
Но, становилось всё сложнее и труднее, без подмоги, поддержки основных сил Советской армии, о чём и рассказывает автор поэмы:
Уже неделю конармейцы в рейде.
У лошадей кончается фураж.
Фашистов стаи выползли на грейдер.
Но оскудел бойцов боеприпас.
Уже прошла неделя и вторая –
ни самолётов, ни подмоги - нет!
Ещё рывок!... – атака штыковая!
От крови бурым кажется рассвет.
23 февраля 1943 года, в поселке Штеровка у города Красный Луч, командир 112-й Башкирской кавалерийской дивизии 8-го кавалерийского корпуса, легендарный конник генерал-майор Минигали Шаймуратов погиб. Чему посвящены следующие строки поэмы:
В стальном кольце
отважных войско тает.
Уже комдив
последний принял бой.
Но красный конник разве отступает?
Кто в рейд ушёл –
тот подлинный герой!
Кавалеристы, ценой своей жизни, выполнили долг свой:
Был каждый
Долг свой выполнить готов…
Что способствовало скорейшему освобождению Луганска:
И слышен был
среди сраженья будней
по всей земле
хребта фашистов хряск.
Без их отваги и представить трудно
От нечисти спасённый наш Луганск.
Удачное обращение к боевым друзьям башкирцев – коням, усиливает впечатление от написанного, учащает сердцебиения у читателя, вызывает боль в груди, невольно выступают слёзы. Как же тяжело всё это переносится! Ведь кони, также и их хозяева пали смертью храбрых, если так можно выразиться, на поле брани.
Сердца стук с нарастающей болью…
Вся снарядами балка изрыта.
Конь по снежному мечется полю,
ищет всюду родного джигита.
Как же это?!
Хозяина нету!
Ведь одно их взрастило село.
Он убитый иль раненый где-то?
Холодеет пустое седло.
Рвёт копытами землю и камни.
Кровь из раны по крупу струит.
Вот он встал на дыбы на кургане
и как будто бы звёзды дробит.
Смотрит в небо.
Надрывно дышит,
Может там его хочет найти.
…До сих пор
всё мне кажется, слышу
его ржание
на Млечном Пути!
Автор поэмы наделяет коней человеческими качествами, чувствами сострадания и боли за потерянных в бою конников, сопереживания раненым:
И из глаз коней катились слёзы
не по морде, нет,
а по лицу!
А где близко
не было жилища,
и мороз степную ширь сковал – конь родимый
рядышком ложился
и собой героя согревал.
Поистине настоящий гимн боевым коням создал автор в этой поэме, который они заслужили вместе со своими товарищами-конниками:
Ой вы, кони!...
Кони – вороные….,
Чалые,
Чубарые,
Соловые
и бусые, каурые
и пегие,
гнедые!
Кони – змеи!
Кони – скакуны!
Спортивными увенчаны делами.
А я о тех что не пришли с войны,
что улетели в небо
журавлями!
А вот и апофеоз. Песнь ушедших и не вернувшихся:
К горлу ком подкатывает близко.
Вот и снова вижу - сквозь рассвет,
конники дивизии башкирской
по тылам врага уходят в рейд.
В лица им – колючий снег и вьюга.
Вера в святость, к подвигу их мчи!
Высоко подтянута подпруга,
Сабель блеск – похожий на мечи.
Да, нельзя забыть величие подвига, совершённого конногвардейцами, потому и рвётся из груди Песнь во славу тех, кто погиб так давно, и которые в нашем сердце, и забыть которых просто нельзя!
Не могу сейчас о них не петь я,
Сердце не вмещается в груди…
Вот уже прошли десятилетья,
а они в пути все и в пути!
И всё зримей, зримее движенье.
А сердца – пылающий костёр.
И, как их отваги продолженье,
ныне стал
Дебальцевский котёл.
Трудового мирного народа
ополченцы – самый яркий цвет!..
Каждый, посягнувший на свободу,
получил достойнейший ответ!
И, столь же достойное окончание воистину героической поэмы:
Примером вашим славным дорожу.
И ныне в наши скромные сраженья,
как вы, в глаза опасности гляжу
и с боем выхожу
из окруженья!
|