Очерки истории ЛГМУ
День рождения – 5 мая
ТРЕТЬЯКЕВИЧ ЗОЯ НИКОЛАЕВНА
Родилась в 1946 году в городе Ленинграде, в семье военнослужащего. Её отец, Коняшов Николай Дмитриевич, принимавший участие в военных действиях 1944-45 г.г., был достаточно суровым и принципиальным человеком. Мама, Ольга Иосифовна, была общительной, весёлой и гостеприимной хозяйкой, Оттого–то и путешествовала с семьёй по «белу свету»: Германия, Эстония, Грузия, Киев….
В 1953 году семилетняя Зоя была принята в 1-й класс Ленинградской средней женской школы № 386. Училась отлично.
Школу окончила с отличием в 1964 году в Пскове, одновременно получила квалификацию медицинской сестры-воспитателя для детских учреждений, работала после этого в течение года медицинской сестрой в железнодорожной поликлинике, потом – в стационаре. Работала нравилась, поскольку был диплом медицинской сестры-воспитателя, получила направление в Ленинградский педиатрический медицинский институт.
В школьные годы увлекалась живописью, балетом(посещала балетную студию), танцами, выступала в детском театре при Доме офицеров, параллельно посещала вечернюю студию изобразительного искусства при институте Репина Академии художеств в Ленинграде в течение трёх лет, также - писала стихи - много стихов!
А далее были раздумья - какой профессиональный путь выбрать далее – врач или художник. И здесь сказал своё веское слово отец- человек «старой закалки», твёрдый и прямой: «Нужно получить профессию, а рисовать…это тоже можно делать, но, в свободное время…».
В 1965 году, несмотря на огромный конкурс(26 человек на место!), поступила в Ленинградский медицинский педиатрический институт. Было трудно, ибо, днём училась в институте, а вечерами бегала на занятия в вечернем отделении Лениградского высшего художественно-промышленного училища им.В.Мухиной. Успехи были заметны, что и подтвердила премия за первое место, полученные за выставленные на конкурс «Молодые художники России» две живописные работы Зои Николаевны: «Я и дождь» и «Очарование».
В это время знакомится Зоя с будущем своим мужем – Виктором Михайловичем Третьякевичем(был он в то время студентом последнего курса Ленинградского технологического института им. Д.И.Менделеева, тоже любил литературу, увлекался историей и был влюблён в город на Неве, куда приехал из Луганска) - родным племянником героя-молодогвардейца Виктора Третьякевича(в книге А.Фаддеева «Молодая Гвардия» не обозначенного, но, как оказалось - бывшего первым её комиссаром. История позже исправила ошибку, назвав «кто есть кто»
. Кстати, отец мужа - Михаил Иосифович был одни из руководителей луганского подполья). Студентка третьего курса выходит замуж за окончившего Ленинградский технологический химический институт имени Менделеева Виктора и в 1970 году они переезжают, сначала в Донецк, где родился сын Миша, потом - в Ворошиловград, где Зоя продолжает обучение в медицинском институте со второго курса по специальности «лечебное дело».
Надо сказать, что с третьего курса педиатрического факультета ей пришлось перейти на второй курс единственного в то время лечебного факультета института в Ворошиловграде. Совсем не просто было совмещать учёбу с заботой о семье, но она сама выбрала этот путь! Находила время и для серьёзной работы в СНО по педиатрии. Уже тогда Зоя Николаевна точно знала, что станет педиатром!
Закончив его в 1975 году, Зоя Николаевна обратилась в Министерство здравоохранения УССР с просьбой разрешить ей специализацию по педиатрии. И вот пришёл ответ: «Выпускнице Луганского медицинского института З.Н.Третьякевич в виде исключения разрешается пройти одногодичную специализацию в интернатуре по педиатрии».
По окончании интернатуры работает врачом-ординатором в Луганском городском доме ребёнка три года, в 1979 году поступает в клиническую ординатуру на кафедру педиатрии(руководитель - профессор Манолова Э.П.). По окончании, работала на кафедре - старший лаборант, и.о. ассистента, с 1986 года – ассистент кафедры педиатрии педиатрического факультета(зав. – профессор Э.В.Арчакова). В 1989 году она защищает кандидатскую диссертацию по теме: «Применение комплексов восстановительной терапии для повышения устойчивости детей к повторным острым респираторным заболеваниям(научный руководитель – проф. Э.П.Манолова), с этого же года - доцент.
Последние годы работала под руководством профессора Арчаковой Э.В. С 1991 по 1995 годы - исполнение обязанностей заведующего кафедрой педиатрии педиатрического факультета, докторантура(1993- 1995), успешная защита докторской диссертации в 1995 году на тему: «Клинико- иммунологические особенности лечения и реабилитации детей часто болеющих острыми респираторными вирусными инфекциями, проживающих в условиях крупного промышленного региона» в Киеве, НИИ инфекционных болезней и эпидемиологии имени Громашевского.
В этом же году назначается на должность заведующего кафедрой педиатрии факультета последипломного образования в течение трёх месяцев, после чего создала и возглавила кафедру пропедевтики педиатрии университета. В 1997 году - присвоено учёное звание профессора. Подготовила девять кандидатов и одного доктора медицинских наук.
В августе 1995 года Зоя Николаевна приняла участие в организации кафедры пропедевтики детских болезней, которую и возглавила, авторитетный, опытный специалист. В 1997 году её поручено организовать деканат факультета медсестёр-бакалавров, первым деканом которого и стала. С 1999 года – возглавила деканат педиатрического факультета(12 лет), потом - деканат 2-го медицинского факультета(на котором обучались студенты по трём специальностям- «педиатрия», «сестринское дело», «лечебное дело»).
Зоя Николаевна зарекомендовала себя как зрелый специалист, врач-педиатр высшей квалификационной категории, заслуженный работник высшей школы, главный внештатный детский иммунолог Луганской области, руководитель центра клинической апробации некоторых лекарственных средств в педиатрической практике. В её активе - более двухсот научных работ, участие в издании пяти монографий, участие в издании многотомного руководства «Медицина дитинства»(1994) под руководством проф. Мочича П.С.(написала раздел «Респираторные заболевания»), четыре изобретения(например: «Способ физической реабилитации часто болеющих детей», «Метод профилактики аллергии», 19 рационализаторских предложений.
Как сказано, Зоя Николаевна с самого раннего детства танцевала(училась в Ленинграде в детской балетной школе при Вагановском училище), рисовала, позже – училась в студии изобразительного искусства. Так, как много переезжали, участвовала вместе с мамой(она хорошо пела) в самодеятельности в домах офицеров. Сначала рисовала для себя - всё в натуральную величину(мама покупала обои, разматывала их и Зоя рисовала репку и остальные фигуры известной сказки на все десять метров!). Стихи пришли после тринадцати лет, писала хорошо сочинения, некоторые из них – в стихах. Писала для души, публиковалась в альманахах и сборниках «Сборник стихов псковских поэтов «Псковщина», «Ленинградский снег идёт».
Семья - сын Михаил - врач, работает в фарминдустрии, внучка Катя. Академик Д. С. Лихачев утверждал, что интеллигентность — проблема не только образования и воспитания, но и генетическая. А поверхностные, «косметические» качества личности по наследству не передаются. Поэтому интеллигентность не формальная способность понимать искусство, производить впечатление воспитанного, модного, современного человека. Это умение жить согласно передовому, гуманистическому мировоззрению, высоким идеалам, суровым нравственным требованиям. Это нетерпимость к злу, несправедливости, способность противостоять плохим намерениям, нездоровым наклонностям, пошлым вкусам.
Зоя Николаевна Третьякевич оставила о себе воспоминания в Луганске как интеллигентная личность, занимающая активную жизненную позицию, способную на неповторимость мыслей и чувств, смелость решений и поступков. В ней решительно преобладает сила добра, внутренняя свобода, твердая уверенность в себе. То есть, профессор Третьякевич З.Н. обнаруживает не просто эрудицию, не саму по себе принадлежность к числу ученых, не служебную включенность в «культурный процесс», а именно гражданственность в высшем значении этого слова.
С 2014 года Зоя Николаевна живёт и работает в Пскове, профессор кафедры фундаментальной медицины в Псковском государственном университете.
С днём рождения, уважаемая Зоя Николаевна!
А это кое-что из написанного Зоей Николаевной.
Сын рисует синюю малину,
Сын рисует синие машины,
Сын рисует город голубой –
Синий дым над синею трубой.
И повсюду – синее сиянье:
Синие смеются марсиане,
На листе тетрадном синий цвет,
Как в снегу весеннем синий след.
Мать смеется: «Так же не бывает!»
Сын глазами синими моргает:
«Нет, бывает!!!»
Может, и бывает…
Взрослые об этом забывают.
Молодым врачам-педиатрам посвящается
Он сидит над койкой третью ночь,
Он упорно не смыкает глаз:
Неужели больше не помочь,
Неужели смертный близок час?
Неужели жизни отступить,
Детский рано оборвется век?
О, как это трудно – просто жить,
О, как это хрупко – человек!
Мальчик-доктор, это в первый раз.
Мальчик-доктор, ранних жди седин.
…Третьи сутки не смыкая глаз,
Он один со смертью на один.
Жизнь и смерть ведут минутам счет.
Старше став, наверно, не на год,
Он халат с рассветом запахнет
И уйдет, не спавши, на обход.
Он уйдет, чтоб поднимать других,
Мальчик-доктор, мудрый, как старик.
И ему поверят в этот миг
Даже те, кто верить не привык.
ГАМЛЕТ
Быть? Или не быть?.. И празднословье – вздор!
Сойти с ума от траурных одежд?
Всю ночь звонили в замке Эльсинор
Колокола обманутых надежд.
А утром в опрокинутых словах
С беспомощностью усеченных лбов
Искали смысл, потерянный впотьмах,
И брали под сомнение любовь.
Бурлило море. Даль насквозь пронзя,
Ладони парус складывал над ним.
И было до безумия нельзя
Давать себя обманывать другим.
И, посылая вызов небесам,
С последней нежной мыслью об отце
Он, проведя рукою по глазам,
Увидел Жизнь и Смерть… в одном лице!
∗ ∗ ∗
Весенние звезды колышутся,
Становится все теплей.
Мне сегодня здорово дышится.
А тебе?
Мартовский снег скучающий
Скоро совсем сойдет…
А день-то какой обещающий!
Тает лед…
Тает. И сердце встревожено
Радостным ожиданием.
Людям уж так положено:
Весна – и свидания.
Весна – и букеты фиалок.
Весна – и глаза любимых.
И песни,
и гомон галок,
От радости
невыносимой.
Весенние звезды колышутся…
Становится
все теплей…
О, как мне сегодня дышится!
А тебе?
∗ ∗ ∗
Я ИДУ…
Идёт – летит девчонка
Со взбитой набок чёлкой.
Торопится! Куда?
Несёт в портфеле с книжками
Не тяжкие, не лишние
Девчоночьи года.
У ног её весь белый свет.
Бьёт каблучком в ледок…
Зачем смотрю девчонке вслед?-
Спросить ей невдомёк,
А я бы ей ответила:
«Хочу, зажав в горсти,
Своё сорокалетие
Вот так же пронести».
***
Я оттуда, где роза редкость,
Васильком небосвод прошит,
Где к берёзовой сонной ветке
Первый луч с поцелуем спешит.
Я оттуда, где речка Череха
Ткёт туманов шелка в камышах,
Где от буйства вечерних черёмух
Замирает луна не дыша…
НЕЖНОСТЬ
Нежность… Нежности целые гроздья!
Не сорвешь – не поймешь!..
Мы пришли к тебе – просто в гости:
Я и дождь.
Все, что знал ты, – огромно ль, много ль –
Меня не нежней.
Только солнце в твою дорогу
Тебе нужней.
Будут сполохи, будет ведро,
Будет солнце в бреду…
Деревенскою бабой с ведрами
Я на речку приду.
Вспыхнут струи и звякнут донца
Отраженье дробя.
Золотая солома солнца
Мне напомнит тебя…
Этой ночью тревожен, звонок
Дождь коснется земли…
Я к тебе потянусь спросонок –
От тебя вдали.
∗ ∗ ∗
Скоро расстанется с летом
Жаркий цветок иван-чай.
Ты не печалься об этом
И без меня не скучай.
Низко береза склонила
Чуть побелевший висок.
Это она обронила
С адресом первый листок.
Днями погожими осень
Смотрит в озерную синь.
Бродит еще между сосен
Бабьего лета теплынь.
Писем прочитанных груду
Ветер швыряет вразброс.
Пишешь: «Найду тебя всюду,
Только ответь на вопрос!..»
Я тебе, милый, отвечу:
Верь иногда в чудеса!
Мне уже вышли навстречу
Алых осин паруса.
∗ ∗ ∗
Не забыла тебя, не забыла:
Руки вслед протянув, ждала…
Отшуршала осоки грива,
Надломилась и замерла…
На тропинках безлюдных просек
Так и слышу знакомый шаг!..
Моет легкий узорный шарф
В почерневшем омуте осень.
Руки осени, не любя,
Разлохматили шапки камышьи…
Одинокую песнь заслышав,
Знай: то я позвала тебя.
∗ ∗ ∗
Сын рисует синюю малину,
Сын рисует синие машины,
Сын рисует город голубой –
Синий дым над синею трубой.
И повсюду – синее сиянье:
Синие смеются марсиане,
На листе тетрадном синий цвет,
Как в снегу весеннем синий след.
Мать смеется: «Так же не бывает!»
Сын глазами синими моргает:
«Нет, бывает!!!»
Может, и бывает…
Взрослые об этом забывают.
|