7 июля – похороны Анатолия Владимировича Шумакова, - доцента ЛГМУ.
Ниже приводятся материалы о семье Шумаковых….
Мама Анатолия Владимировича:
ОСТАЛАСЬ В НАШЕЙ ПАМЯТИ…
Шумакова Юлия Семеновна родилась осенью 1925 года в городе Мариуполь, в семье служащих. Отец Кушнарев Смен Николаевич по национальности грек – работал на заводе Ильича инженером ОТК, в 1937 году был репрессирован и в семью не вернулся. В 1961 году он был посмертно реабилитирован. Мать - Евдокия Ивановна, русская, со средним образованием, работала в аптеке. Тяжёлое время оккупации пережили благодаря большой и дружной семье. У матери Юлии Семёновны было ещё пять сестёр и брат, все жили вместе в доме, построенном ее отцом. Брат погиб в первые дни войны. Юлия Семёновна часто вспоминала, как в голодное время они ходили по деревням – меняли одежду, нитки и подобные вещи на еду – бурак, пшеницу, семечки. И особо отмечала роль козы, которая в самое голодное время их спасла молоком. После войны вдвоем с будущим супругом – Шумаковым В.С. уехала поступать в Ростовский Медицинский институт, причём его, как представителя мужского пола приняли сразу, даже с более низким средним баллом, а Юлии Семёновне пришлось год трудиться лаборантом.
После окончания института – несколько лет работала участковым педиатром в городе Мариуполь. Причём, её участком был один из самых криминогенных, или как тогда впрямую говорили - бандитских районов города - Аджахи. Вспоминая то время, Юлия Семёновна описывала случай, который с ней произошёл почти сразу после начала работы. Придя в дом по вызову – она обнаружила всех здоровыми, а какой-то наглый мужчина стал требовать у нее выдать больничный лист по уходу за якобы больным ребенком его жене, угрожая, в случае отказа - физической расправой. В итоге возникшего конфликта она мужественно выдержала все угрозы, но больничный не выдала. Через несколько дней после инцидента, при посадке в трамвай – она встретила угрожавшего ей мужчину, а тот, узнав её - кинулся к ней, но подойдя – на весь вагон заявил, что это его любимый доктор, который с этого момента находится под его покровительством и защитой.
На вопрос Юлии Семёновны к людям – кто это – ей рассказали, что это главарь банды, контролирующей этот район. После этого ни одного инцидента связанного с неуважением к доктору не случилось.
Через несколько лет после рождения сына – Шумакова А.В.(1953, ныне – кандидата медицинских наук, доцента кафедры рентгенологии и радиологии ЛГМУ), семья переехала в г. Харьков, где сначала Владимир Семёнович, а затем и Юлия Семёновна поступили в киническую ординатуру на соответствующие кафедры института Усовершенствования врачей. После окончания ординатуры и защиты диссертаций они продолжили работу на кафедрах уже в качестве ассистентов. В 1962 году супруга избирают по конкурсу доцентом кафедры пропедевтики внутренних болезней, Луганского мединститута, которую возглавляла доцент Ткаченко Злата Александровна. Через год он получает квартиру и перевозит семью в г. Луганск. Здесь Юлия Семёновна попадает ассистентом на кафедру педиатрии к профессору В.А. Еренкову, потом становится доцентом.
После переезда В.А. Еренкова на заведование кафедрой в г. Кишинев, Юлия Семёновна много лет исполняет обязанности заведующего кафедрой. Это был период очень напряженной работы. Кафедра была единственной кафедрой педиатрии в институте, и на её плечи легла вся лечебная и организационная нагрузка. Постепенно, в связи с необходимостью открытия педиатрического факультета, в институте назрела необходимость создания других педиатрических кафедр.
На вновь создаваемые подразделения подали документы новые люди – проф. Манолова Э.П., Э.В.Арчакова, Бескаравайный Б.А. Когда назрела необходимость освободить место молодым - Юлия Семёногвна без колебаний сделала это, и полностью посвятила себя даче. Интересный факт – в её студенческие годы она училась в одной группе с будущим доцентом кафедры рентгенологии нашего института - Н.Н.Кондратенко, а сын Юлии Семёновны и дочка Николая Николаевича. – учились в одном классе, а затем курсе в институте. Многие из её учеников и до сих пор работают педиатрами.
Умерла Юлия Семёновна в возрасте 72 года, за два дня, в конце лета 1996 года от разрыва аневризмы брюшной аорты.
Память о прекрасном враче, педагоге, человеке навсегда сохранилась в наших сердцах.
Отец Анатолия Владимировича:
А МЫ - РОДИТЕЛЯМ НЕ СУДЬИ…
Шумаков Владимир Семенович.
А мы – родителям не судьи, у них всегда – свое лицо,
Хотя мы вскормлены их грудью, и носим их же пальтецо,
Им в жизни - многое досталось, что молодым нам – не понять,
Уже и мне – стучит усталость - я их не буду обвинять…
А.В.Шумаков
Родился Владимир Семенович в 1925-м году в Мариуполе. Родители его были на первый взгляд совершенно несовместимыми людьми. Мать – Марфа Ивановна, русская, всю жизнь была домохозяйкой. Отец – Семён Николаевич, украинец – активный и разносторонний неунывающий работник учреждений общественного питания, не чуравшийся никакой работы, был для семьи – находкой. Сын Владимира Семёновича(Шумаков Анатолий Владимирович, в будущем – доцент Луганского медицинского университета), - рассказывает: «Я просто не помню его отдыхающим или непродуктивно проводящим время. Он постоянно что-то делал по дому. Не знаю - это свойство передается по наследству или воспитывается в детях, но когда я уже в осознанном возрасте наблюдал за отцом, я был поражен той, же самой, что и у деда, непонятно откуда берущейся энергией. Они физически не могли сидеть на месте, им нужно было все лично потрогать, во всем самим разобраться...
Для отца это свойство чуть не сыграло фатальную роль – подростком он попал под трамвай и лишился ноги. И всю оставшуюся жизнь прожил, где на костыле, где на протезе – естественно старого образца, который был тяжел и постоянно требовал ремонта».
Мать Владимира Семёновича, - Марфа Ивановна - находилась за Семёном Николаевичем, «как за каменной стеной». Он умел приспосабливаться ко всему, прекрасно готовил, мог договориться с любым нужным человеком, и заработать на чём угодно.
Юлия Семёновна, жена Шумакова В.С. неоднократно говорила, что лишь благодаря его(Семёна Николаевича, отца мужа) моральной и, главное, материальной помощи – они с Владимиром Семёновичем выжили в Ростове в трудные послевоенные годы, когда учились в медицинском институте.
Вспоминает доцент Шумаков Анатолий Владимирович: «К моему удивлению, отцу эти деловые качества деда – не передались, и до конца дней он был крайне непрактичным человеком в обыденных делах, хотя врачом, как я понимаю сейчас – был неплохим.
Меня в детстве актуализировали не играть в карты на папином примере, после того, как он проиграл на базаре в три карты все деньги семьи за месяц. Я до сих пор не знаю, был ли такой факт на самом деле, или эпизод был выдуман в воспитательных целях».
После окончания медицинского института Владимир Семёнович Шумаков несколько лет проработал главным врачом районной поликлиники в городе Мариуполе, а затем они вместе с супругой(Юлией Семёновной) поступили в клиническую ординатуру Харьковского института усовершенствования врачей, на соответствующие своему профилю кафедры. Тогда же было принято решение о написании и защите диссертаций.
После успешной защиты Владимир Семёнович и его супруга – Шумакова Юлия Семеновна были оставлены работать там же, на должности ассистентов. В Луганск он попал по приглашению тогдашнего Ректора медицинского института – Корчикова Доната Григорьевича, подал документы и был избран по конкурсу доцентом кафедры терапии в 1962 году, будучи к тому времени сформированным преподавателем.
Сын Владимира Семёновича, известный специалист в области рентгенологии, доцент Луганского медицинского университета, луганский поэт- Анатолий Владимирович рассказывает: «Все люди, которые помнят отца, утверждали, что Владимир Семёнович был прирождённым педагогом, владеющим искусством увлечённо рассказывать интересные истории, моментально приспосабливаться к разнообразной аудитории и непринужденно захватывать ее внимание. Сам я, к моему глубокому сожалению на этих его лекциях не присутствовал. Но перебирая бумаги отца после его смерти, я встретил листочки с записями отдельных, на первый взгляд не связанных с собой слов, размещённых в разных отделах листа. Слова были объединены в единое целое стрелками, связями, сносками, звёздочками и другими знаками. Сначала я не понял - что передо мной, и лишь потом до меня дошло, что это – конспект лекции. Я видел и слушал множество лекторов, в том числе на курсах в Москве и Киеве, но такую форму плана и построения лекции – встретил впервые. Там были написаны не планы, а прослежены связи, взаимоотношения, влияния факторов друг на друга. В результате, по-видимому, и получалось нечто импровизационное, стоящее на грани науки и искусства».
Владимир Скмёнович любил молодежь, тянулся ко всему новому и перспективному. Его заслуга тех лет – внедрение в Луганскую медицину метода векторкардиографии.
«Он несомненно был – суперзвездой, сверкнувшей над Луганском вероломно,
И передал мне разум яркий свой, хоть говорить об этом мне – нескромно.
Студент его за ясность уважал, за чёткость в изложении аспектов,
Но он с Луганска нашего – сбежал, ища в миру – достойных конкурентов…
А.В. Шумаков
Продолжает вспоминать Анатолий Владимирович Шумаков: «К сожалению, в межличностных отношениях, отец был человеком трудным, как легко сходился с людьми, так и расходился. Он никогда не считал возможным говорить начальству лестные слова, оказывать знаки внимания. Злые языки утверждают, что тут не обошлось без женщины, но как бы там, ни было, проработав и прожив с семьёй в Луганске около двух лет, он решил переезжать в Запорожье. Мама ехать с ним дальше категорически отказалась, и мы с ним расстались на долгие годы».
«Вновь отец появился в моей жизни в 1978 году. За это время он успел поработать в Запорожском и Одесском медицинских институтах, а также в Одесском институте Курортологии. Последние несколько лет жизни он был старшим бассейновым терапевтом Одесского пароходства. Однако, организационный характер работы и частые командировки не были для него любимым занятием. Единственные путешествия, которые любили все без исключения люди того времени – это возможность временно уйти в зарубежный рейс членом команды любого судна. Это была единственная легальная возможность заработать прибавку к скудной зарплате и посмотреть мир. Ему удалось два раза попасть в подобные поездки».
Последние годы Владимир Семёнович жил один, в наконец - то приобретенной и отремонтированной однокомнатной кооперативной квартире, Умер Владимир Семенович в 1985 году, на 61-м году жизни от инфаркта, осложнившегося тампонадой сердца… А уютная однокомнатная Одесская квартира, в которой он так мечтал спокойно пожить на старости - по тогдашним законам – принадлежала не ему, а кооперативу. Сыну, как наследнику, вернули пай, который к тому времени практически обесценился, и на который уже было нельзя купить даже телевизор…
Такова судьба одного из преподавателей Луганского медицинского университета сыном которого является неординарная личность – Шумаков Анатолий Владимирович.
|