Родился 28 сентября.
Очерки истории ЛГМУ.
Памяти необыкновенного человека
ИВЧЕНКО ВАЛЕРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор медицинских наук, профессор
28 сентября 1948 – 19 декабря 2014
Ивченко Валерий Константинович родился 28 сентября 1948 года в г. Макеевке Донецкой области, в семье служащих.. Закончив среднюю школу с золотой медалью, с 1966 по 1972 гг. обучался на лечебном факультете Ворошиловградского медицинского института. Ещё в годы учебы проявил тягу к научной работе, занимаясь в студенческом научном кружке на кафедре травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии.
В 1972 г., закончив с отличием институт, был оставлен для научной работы на этой кафедре. Начав с должности лаборанта, прошёл тернистый путь ассистента, доцента, профессора и, наконец, заведующего кафедрой.
Валерий Константинович Ивченко – выпускник Луганского медицинского института 1972 года, прошедший серьёзнную школу на протяжении более двух десятилетий, прежде, чем был избран ректором этого института(сейчас - университета).
А предшествовал этому серьёзный труд, сначала в клинике травматологии и ортопедии медицинского института, где В.Ивченко осваивал с самого начала все «азы» и премудрости врачебной профессии. Заметим, работа в клинике с больными, в операционной - достаточно сложна и занимает много времени. Тем более, доцент кафедры травматологии и ортопедии В.К.Ивченко, на первых порах, работал в детском отделении, а это очень и очень непросто. Ребёнку с патологией органов опорно-двигательного аппарата нужно, ведь, отдать так много и душевного тепла и быть высоким профессионалом, чтобы достичь результата. Что он и делал – дневал и ночевал в отделении, работая и работая...
А был ещё и учебный процесс со студентами, тоже нужно быть во всеоружии - грамотным специалистом и талантливым педагогом. Спокойный и уравновешенный, собранный и дисциплинированный, доказывал он на своём примере, что всё это возможно в течение одной жизни - врача, клинициста, учёного и организатора здравоохранения. И, вот тут- то обратимся к той сложной системе взаимоотношений, которые определяют ту или иную линию поведения каждого из нас, имеющей такое большое значение для руководителя такого крупного масштаба, каким являлся В.К.Ивченко.
Итак, мы подразумеваем под “взаимоотношениями” стиль отношений, который позволяет и гарантирует сохранение позитивного климата в коллективе посредством установления модели взаимодействия, в соответствии с которой решаются текущие проблемы, конфликты и задачи (целенаправленность в деятельности в ректорате, на кафедре, во властных структурах, контактах с общественностью и так далее). Валерий Константинович прекрасно уяснял себе, насколько важно уживаться с коллегами в рамках тех целей и задач, которые они выполняют вместе. Отсюда и ставил рабочие задания неодинаковые, предусматривающие применение различных методов выполнения их совершенно разными людьми, работающими в различных условиях. Трудно найти другую такую медицинскую и административную должность, в которой взаимоотношения с коллегами так важны, как руководитель медицинского вуза, где свободное общение и эмоциональное взаимодействие играют существенную роль при выполнении практической работы. А он таков и был - при известной требовательности, спокойно осуществлял ведение крупного университетского корабля в надлежащем ему русле и в должном званию университета направлении.
. В 1984 году он защитил кандидатскую диссертацию, в 1991 году получил звание доцента. Один из первых учёных Украины, В.К.Ивченко разработал оригинальное лечение костной патологии у детей, избавив их, таким образом, от тяжёлых операций.
В 1993 году защитил докторскую диссертацию, а 1996 голу получил учёное звание профессора. В 1997 году избран на должность заведующего кафедрой. Под его руководством и непосредственном участии в области стали применяться современные, передовые методы лечения. Автор семи монографий, трёх учебных пособий, 280 печатных работ, 18 изобретений. Под его руководством выполнен ряд кандидатских диссертаций.
В 2006 году ему было присвоено звание «Заслуженного деятеля науки и техники Украины». Он являлся главным редактором журнала «Український журнал екстремальної медицини імені Г.О.Можаєва”, членом редколлегии трёх научно-практических журналов. Наряду с учебной, научной и лечебной работой, на протяжении всей работы в университете, работал на различных общественных и административных должностях: заместителя декана, декана, проректора. В 2003 году В.К.Ивченко выигрывает впервые проводимые в университете выборы и становится первым ректором - выпускником Луганского медицинского университета.
Начало учебного 2003 – 2004 г.г., совпавшие с первыми шагами В.К.Ивченко в качестве ректора университета, оказались не совсем благоприятными. Решение внутренних, локальных проблем тормозилось скромными финансовыми возможностями. Планируемый же, по веяниям моды, переход на булонский вариант подготовки специалистов, требовал дополнительных усилий и напряжения сил - душевных и физических. Вот тут то и сказался многолетний опыт работы Валерия Константиновича в различных должностях сложной иерархической служебной лестницы. А также - доверие к нему профессорско-преподавательского состава университета. Что и способствовало принятию единственно верных решений, часто – неординарных, в достаточно сложных условиях. Так, например, был решён вопрос организации обучения иностранных граждан на английском языке.
По результатам встреч и переговоров с представителями власти и руководителями учебных и лечебных заведений, министрами здравоохранения, просвещения, информации ряда зарубежных стран, были подписаны протоколы о намерениях, согласно которых предусматривалось ежегодное направление на обучение в наш университет иностранных граждан. А также - постдипломная стажировка врачей. Всё это способствовало развитию материально-технической базы университета, повышению уровня подготовки специалистов и поднятию престижа Луганского медицинского университета, полностью отвечавшего своему названию.
Слово “коллега” происходит от латинского collega, т. е. партнёр в кабинете, которое в свою очередь происходит от col- “вместе с” и legare “помощник” (New Concise Oxford Dictionary). “Признавать” (profess), от которого произошло слово “профессионал”, берёт начало в средневековом английском, когда “быть признанным” означало вступление в религиозный орден. К XVII ст. значение этого слова развивалось в сторону включения в понятие признания в дружбе или привязанности и заявления о вере или преданности религиозным принципам. В дальнейшем, с течением времени оно стало означать отождествление со статусом эксперта или специалиста в какой-либо области знаний и его применимость в занятиях других. Внедрёнными в процесс эволюции этих терминов являются понятия веры, преданности и призвания, но только гораздо позже слово “профессия” стало ассоциироваться со значениями таких слов, как род занятий, ремесло, заработок и деньги.
Но, всё же, как сказано, основное значение термина «профессия» состоит в преданности, вере и в призвании избранной специальности.
В этом отношении В.К.Ивченко был примером истинного профессионала, по своим характерологическим особенностям- чрезвычайно гармонически слаженной личностью. Что и способствовало, во-многом и гармоничным профессиональным отношениям в коллективе университета, что являлось заслугой именно его - ректора!
Надо сказать, что основой рабочих отношений как внутри профессиональных групп, так и между отдельными личностями является благополучие организации, в которой они работают. Дисфункциональная организация проецирует свои трудности и усугубляет личные и профессиональные конфликты. Благополучная организация смягчает эти затруднения, будучи в состоянии обеспечивать достаточно безопасный эмоциональный климат в коллективе(причём, таком сложном, как медицинский университет). Главным в этом стремлении являются чётко установленные и ответственные полномочия с чётким фокусом внимания на первоочередной задаче, что и обеспечивал ректор, профессор В.К.Ивченко.
Понятно, что не все наделены одинаковой способностью налаживать отношения с коллегами. Эта способность тесно связана с умением устанавливать доверительные отношения, она обычно формируется с самого начала жизни и развития личности и зависит от хорошего воспитания и здоровой окружающей среды. Это личное субъективное состояние В.К.Ивченко позволяло ему находить возможности разрешать конфликты и противоречия. Надо сказать, что существующие отношения с коллегами только стимулировали его и позволяли формировать нужные рабочие отношения, следствием чего явился позитивный морально- психологический климат в коллективе.
Проф. В.К. Ивченко был соавтором ряда литературно–художественных изданий о Луганском государственном медицинском университете.
Можно ещё многое сказать о той многогранной деятельности, которую осуществлял в стенах Луганского медицинского университета его ректор В.К.Ивченко, безвременно ушедший из жизни.
Будем помнить этого неординарного человека, воздавая ему должное за труды его во благо человека!
|