О мудрых юристах замолвим мы слово
В каждой профессии запах особый
Работа любимая пахнет свободой
Понятно чем пахнет шахтёр иль танкист
Скажите мне лучше, чем пахнет юрист?
Его не приводит работа в упадок
Он пахнет работой - работой живёт
От этой работы его просто прет
Он пахнет законами толстыми сводов
И исками пахнет, от просто разводов,
До тяжб за такие огромные бабки,
Что станут за них все на задние лапки
Он пахнет железною логикой стройной.
Он в силах уверен, всегда он спокойно
К решенью подходит тяжелой задачи
Ему улыбается солнце удачи.
И как Цицерон произносит он речи
Он самый, он лучший, ну в общем - юрист!
Чуть-чуть не забыл: он ещё юморист.
Эти люди достаточно известны были в Луганске и Луганской области, и за её пределами также. Не часто, говоря о юристах, можно с чистой совестью назвать их теми, кем они были на самом деле- Людьми с большой буквы, кто был кристально чист в исполнении своих нелёгких функциональных обязанностей. И тому есть неопровержимые подтверждения.
Итак, супруги Борис Борисович Вейсберг и Фаина Давидовна Мутман - юристы, правозащитники для всех, кто-бы к ним не обратился, зарекомендовали себя как высочайшего класса специалисты в области юриспруденции. Чем и знамениты, без преувеличения, в среди тех, кто знал их и пользовался услугами этих неординарных адвокатов.
Борис Борисович родился 14 сентября 1919 года, был сыном известного врача и фармацевта, получившего блестящее образование во Франции. Жили они не бедно в Енакиево, но активно помогали установлению советской власти и материально и морально, за что отец был убит белогвардейцами. После этого, мать Бориса Борисовича большой свой фамильный дом подарила советской власти, впоследствии в нём находился Комитет Государственной Безопасности. С 1920 года семья жила в Харькове. Судьба многих из этой семьи сложилась трагически. Старший брат Бориса Борисовича Михаил, занимая пост начальника главка главного управления строительства НКВД СССР, - пропал без вести. Средний сын Вейсбергов к началу войны был уполномоченным Серго Орджоникидзе по тяжёлому машиностроению в Украине, снял с себя бронь, ушёл на фронт, где и погиб, защищая Родину. До сих пор родственникам ничего неизвестно о их семьях. Борис Борисович и ещё один его брат - Виктор, работавший начальником финансового отдела самолётостроительного завода имени Антонова, дожили до 68 лет.
Фаина Давидовна родилась в Луганске, 23 апреля 1919 года, в простой еврейской семье, где образования никто не получил, основой же семьи все годы была честь и достоинство. Судьба свела этих людей в довоенном Харькове, где оба они учились на юридическом факультете. В день получения дипломов, 21 июня 1944 года заключили они брак, а 22 июня началась война и оба ушли на фронт. Суровые годы войны, действующая армия, военный юрист Вейсберг Б.Б. был тяжело контужен, полгода находился без памяти в госпитале в Челябинске, числился как «бесфамильный»(полная амнезия, даже собственной фамилии не помнил). После лечения в госпитале, восстановления мнестических функций, нашлись и документы. Кстати, там же находилась в эвакуации его мать, которая ничего о нём не знала, пока не вернулась к нему память. Потом- демобилизация. По велению партии и правительства оказался он в Перми, где возглавил отдел борьбы с бандитизмом транспортной милиции Пермской железной дороги.
По решению комиссии, в связи с нехваткой юристов, Ф.Д.Мутман была в первый год войны направлена на работу прокурором города Челябинска. В 1942 году нашла она мужа, а в 1944 году, 11 февраля родился у них сын Игорь- ныне известный невропатолог, оставивший о себе самые лучшие впечатления как на станции скорой медицинской помощи в Луганске, областной психоневрологической больнице, «Анкасе», так и сейчас утвердившийся в качестве ведущего специалиста одной из клиник в Израиле(недавно отпраздновавший, кстати. своё 65- летие)
После войны семья переехала они в Луганск, на родину Фаины Давидовны, где Борис Борисович стал работать членом областного суда, она- ответственным секретарём коллегии адвокатов. Время было не простое, интеллигенция не могла не контактировать между собой, регулярно собираясь на квартире у Вейсбергов, коротали время в философских беседах, слушали музыку, обогащали свой культурный уровень. Среди таких передовых и также известных интеллигентов были А.Кузовкин, М.Обедкин, Д.Антонец. На музыкальных вечерах тон задавали дирижер Луганского симфонического оркестра А.Островский и музыковед Р.Понаровский. Ночами длились шахматные баталии адвокатов Хенкина, Клигмана и других.
Но, вот наступило время сталинских репрессий. Блестящих юристов Вейсберга Б.Б. и Мутман Ф.Д. уволили с работы только потому, что её брат был арестован по политической статье. Жить было очень трудно, каждый день книги из громадной библиотеки кочевали в букинистические магазины. Мало кто знает о том, как собрав последние деньги, поехали они в Москву, где Борис Борисович добился приёма в ЦК КПСС. Принял его сам Л.П.Берия, которому не побоялся открыто заявить о необоснованном увольнении их с работы. Доводы для Берии оказались столь убедительными(ещё одно свидетельство в пользу высокого уровня Бориса Борисовича как юриста), что позвонил Лаврентий Павлович министру юстиции СССР А.Я.Вышинскому. В суд на работу Вейсберга Б.Б. не вернули, но адвокатами обоим, вместе с женой работать позволили.
Пришлось становиться адвокатами новой формации, что и получилось у обоих. Автор этих строк в отрочестве неоднократно бывал у них в доме, лично был знаком с этими людьми и наблюдал их. Борис Борисович, помимо своей основной деятельности, писал мемуары, научные исследования по судебной криминалистике, только, вот, свет они не увидели- не так это было просто в то время- публиковаться! Фаина Давидовна Мутман, что называется, вошла в историю Луганской адвокатуры, как одна из самых успешных адвокатов, так называемой, «золотой пятёрки»(Мутман, Клигман, Антонец, Обедкин, Хенкин), которые, практически, не имели проигранных судебных процессов. Оттого и пользовались уважением и спросом. Фаина Давидовна активно работала до 82- летнего возраста, была высокоинтеллектуальной личностью и сильным по характеру человеком. Скажем, после динамического нарушения мозгового кровообращения, на следующий день она поднималась и шла на судебное заседание, как всегда- в полном сознании с ясными мыслями и волевыми решениями. Не зря говорят о том, что работа, затребованность обществом и людьми многих и многих лиц пенсионного возраста удерживает, как говорится, «на плаву». Независимо от возраста, сохраняют они деловую активность, оставаясь трудоспособными и бодрыми. Что и было с Ф.Д.Мутман- умерла буквально через полгода после того, как прекратила она работу, оставив о себе самые добрые воспоминания её клиентов- людей, банков, предприятий...
Полагаем, многим юристам, сегодня стоящим у стен правосудия, нужно учиться работать у этих людей - Б.Б.Вейсберга и Ф.Д.Мутман, их кропотливому труду, за которым всегда стояла судьба человека. О чём они никогда не забывали. Хотелось- бы, чтобы и нынешнее поколение адвокатов из коллегии адвокатов помнили и об этом, и о лучших из лучших юристов, каковыми были Борис Борисович Вейсберг и Фаина Давидовна Мутман.
Достоинство нас, живущих, заключается, прежде всего в том, чтобы помнить ушедших.
Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины, член МСП
|