Сорок лет жизни В.И. Даль посвятил своему «Словарю». Из этих сорока десять (!) приходятся на период его служения отчизне в Нижнем Новгороде.
В городе Горьком, когда ему вернули прежнее название, одну из окраинных, кривых и опасных в вечернее время улиц назвали улицей Даля. Однако… только один из десяти жителей этой улицы считает, что названа их «улица, улица, улица ш-и-и-и-р-о-о-к-Ы-я, отчего ты улица стала кривобокая?» - «в честь какого - то писателя».
Нет, однако, в Нижнем Новгороде и музея В.И. Даля….
Вот так не повезло Нижнему, но как повезло Луганску – городу, в котором всего четыре года жизни Вольдемара – Фердинанда(ещё в лютеранстве, до крещения в православную веру) прошли здесь,… а, музей-то имеется! И не плохой, надо признаться, музей.
Но мог бы быть ещё лучше, если бы спонсоры - меценаты перестали бы уже «не дремать, а спать непробудным сном» и чаще бы обращали внимание своё на музей В.Даля.
Любой музей «богат» постоянными архивными разработками, научным анализом и обобщением фактов из жизни тех, кому «музей сделан». Надо отдать должное – большая исследовательская, научная работа проводится сотрудниками музея В.Даля и в Луганске. Однако, надо полагать, что публикации сотрудников в специальных научных изданиях не становятся достоянием широкой публики, посещающей музей, если вновь открытые сведения не дополнять материалами экспозиции. Только так можно расширять тематику экскурсионных обозрений, сделать музей ещё более привлекательным для посетителей.
Известна попытка исследователей провести параллели между личностями Казака Луганского и выдающегося актёра Михаила Семёновича Щепкина. Будучи на службе в Нижнем Новгороде, Владимир Иванович Даль неоднократно встречался со Щепкиным. Документальных свидетельств их первой встречи, однако, до сих пор не найдено.
Читая личную переписку актёра с его общими знакомыми, в частности с Т.Г. Шевченко, мы убеждаемся, что Щепкин был знаком с Казаком Луганским.
В переписке с Т.Шевченко имя Владимира Даля упоминается неоднократно. Так, Тарас Григорьевич в одном из писем пишет: «...Сегодня был у меня Вл[адимир] Ив[анович] Даль; я показал ему письмо твое. Обрадовался старик, прочитав, что ты хочешь приехать в Нижний. Низенько кланяется тебе Вл. Ив. и сердечно просит не менять доброе намерение...».
В.И.Даль был неравнодушен к театру. Его товарищ по Морскому кадетскому корпусу Дмитрий Завалишин, с которым В.Даль в числе двенадцати лучших гардемаринов участвовал в учебном плавании к берегам Дании и Швеции, свидетельствует: «Когда мы были в Фридрихсберге и ездили оттуда осматривать Гельсинор, то останавливались пить чай на месте, где являлась Гамлету тень отца его, и разыгрывали эту сцену». Ещё бы Вольдемар-Фердинанд, сын ДАТСКИЙ, да не попил бы чайку в крепости принца ДАТСКОГО!
Писатель Казак Луганский пытался и пьесы писать. Сохранились две одноактные комедии, написанные им во время службы в Николаеве: «Невеста в мешке, или Билет в Казань. Небольшая комедия в одном действии. Писано 1812 года и «Медведь на маскараде. Комедия в одном действии. Писано 1822-го года». Обе пьесы были предназначены для любительского театрального кружка.
Не совсем удачными, конечно, были его попытки стать драматургом. Но «толк» в драматическом искусстве он понимал, а его пьеса «Ночь на распутье», опубликованная в «Былях и небылицах»… «трошечки не дотянула» до шекспировского «Сна в летнюю ночь».
В общем, дружил В.Даль с Михаилом Щепкиным, а через Михаила «вышел» на Тараса Шевченко и стал его (Тараса) «спонсором». Да ещё каким!...
… В начале своей ссыльной жизни, в 1847 году, Тарас Григорьевич обратился к Владимиру Ивановичу через общего знакомого Василия Лазаревского, служившего в департаменте уделов. "Как увидитесь с В. И. Далем, - писал Т.Шевченко, - то, поклонившись ему от меня, попросите, чтобы он умолил В. Перовского(генерал-губернатора Оренбургской губернии) освободить меня хотя бы из казармы, т. е. выпросил-бы мне позволение рисовать. Даль человек добрый, умный и влиятельный, он хорошо знает, как мы тут мучаемся, и тяжкий грех будет ему, если он не захочет замолвить за меня хотя бы одно слово".
Владимир Иванович сделал всё, чтобы облегчить положение Шевченко, которого перевели из казармы на частную квартиру. Это «спонсорство» Даля помогло полному освобождению Шевченко. Владимир Иванович несколько лет служил чиновником особых поручений у губернатора Оренбурга В. Перовского и пользовался большим его доверием. Своё участие в освобождении Кобзаря Даль провёл столь деликатно, что тот даже и не ведал об этой услуге, считая "единственными виновниками моего избавления" вице-президента Академии художеств графа Фёдора Толстого и его супругу. Вероятно, по этой причине Т.Шевченко по прибытии в Нижний не сразу нанёс визит Далю. 12 ноября 1857 г. он записал в дневнике: "Причепурился я и отправился к В. И. Далю. Но почему-то, не знаю, прошёл мимо его квартиры".
Встретились В.И. Даль, Т.Г. Шевченко и М.С. Щепкин на премьере пьесы «Москаль – чаривнык».
Чтобы улучшить своё материальное положение, Тарас Шевченко «пошёл в услужение» в местный театр. По протекции М.С. Щепкина его наняли для постановки «малороссийской дикции» русскоговорящих артистов. Известно, что «если гора не идёт к Магомету»,… то В.И. Даль, присутствуя на премьере, был очарован игрой одной самодеятельной актрисы. Он не преминул зайти за кулисы и, вручив скромный букет цветов, поздравил её с успехом(юная актриса нижегородского театра, 15-летняя Катенька Пиунова была дочерью городского головы).
«В.И. Даль, Т.Г. Шевченко и М.С. Щепкин встречаются с Катенькой Пиуновой» - таково название картины выдающихся художников Луганщины и Украины А.А. Фильберта и М.С. Вольштейна. Написано это произведение в конце 60-х годов ХХ-го века по идее, которую высказал друзьям – художникам доцент Луганского государственного медицинского института В.В. Нестайко.
«Валентину Васильевичу Нестайко – горячему энтузиасту - далеведу, породнившему меня и моего коллегу с Казаком Луганским», - так писал Александр Фильберт..
Юрий Кукурекин, член МСП
|
|