КАК ВСПОМНЮ, ТАК ВЗДРОГНУ...
Воспоминания об июле 2014-го года
КАК ВСПОМНЮ, ТАК ВЗДРОГНУ,
КАК ВЗДРОГНУ, ТАК МОРОЗ ПО КОЖЕ…
«Как вспомню, так вздрогну, как вздрогну – мороз по коже!» (цитируется по звукозаписи спектакля 1978 г., воспроизведенной в серии «Искусство Аркадия Райкина» в 1980 г.).
Итак, 14 июля 2014 года. Луганск. С утра не было света, отнеслись к этому философски - мало–ли что, всё-таки, стреляют уже не первый день. Соседи сказали, что электричество обещают включить после 17 часов, идут, мол, сложные работы по подключению резервного кабеля. Почему? – Тоже понятно, - стреляют, как сказано, не первый день. Одним словом, всё было почти мирно и, можно сказать, буднично, что-ли.
Вот так и тянулся этот день. После обеда стало совсем тихо, спокойно. Постоянное напряжение как–то развеялось. Надо чем-то себя занять, где-то около 18 часов я взял кроссворд и с ручкой в руке, нацепив на нос очки, отправился на лоджию своего второго этажа на квартале Степном. Очень редко выходил на неё, поскольку темнело, было сумрачно, присел на пуфик, рядом лежала Мурка. Углубился в решение кроссворда. Жена в комнате. Тишь и, что называется, благодать…
Какой-то свист, дикий крик Натальи - «Юра, скорее в комнату!!!». С кроссвордом, очками и ручкой в руках, наверное, «на автомате»(что и спасло!) - бросился в комнату, влетел в коридор и упал там на пол. Кошка на миг опередила, «вонзившись» под кровать…Наталья уже была на полу…И тут, буквально через секунду, - «бахнуло!». Очень и очень громко, так, что уши заложило, - прямо за окнами и…Следом полетели осколки стёкол. Всех окон- и на лоджии, и залы, и на кухне, и, как оказалось, в коридоре и лестничной площадке. Пол засыпан большими и малыми осколками, из пазов рам торчат острейшими краями те, которые там удержались.
В состоянии ошеломления смотрели оба на разрушения, ещё не отдавая себе отчёта в произошедшем. Потом «дошло» - в нас стреляли! Выглянули в разбитые окна, - какие–то люди «кучковались» у подъезда, в полной тишине раздавался хруст битого стекла, на которое наступали подошедшие, а потом и вышедшие из своих квартир ошарашенные.
Разом заговорили, доставали «мобилки», фотографировали, сходились на том, что пробитая большая дыра квартиры пятого этажа над нами - от мины.
По осколкам, усыпавшим лестницу, вышел во двор, также раздавливая их с характерными визгливо-трещащими звуками. Небольшая берёзка лежала, будто срезанная в засыпанной стеклом траве, как в некой мишуре. И, казалось, такая боль застыла в её поникших уже листьях. Всё ещё зелёных, но сиротливо съёжившихся: «Как же так? За что?».
Чёрный «джип» под окнами стоял, однако, совсем неповреждённый, если не считать выбитого бокового стекла. Окна же первого этажа, к удивлению, были целые.
Позже разъяснилось, что мина попала в квартиру пятого этажа, брешь в которой привлекала внимание многих прохожих. Торопливо доставали они «мобилки», «снимали» зияющую пугающую дыру, быстро уходили. В квартире была и хозяйка, волею случая оказалась в ванной комнате, оставшись чудом живой.
Случился разрыв, мина пошла вниз, пробив перекрытие на четвёртый этаж, далее - прошила и потолок на третий, в образовавшейся амбразуре, среди кусков арматуры застрял какой-то тёмный ребристый цилиндр. – Мина? Не разорвавшаяся? Только сейчас стало страшно по-настоящему.
Ольга Ивановна с третьего (в момент попадания её не было) вызвала МЧС. Прибыл сапёр, осмотрел, поскольку в квартире на четвёртом никого не было, а уже стемнело, сообщил о возможном разминировании завтра, утром. Ушли ночевать на квартал Мирный, к Натальиной сестре, на первый этаж.
Ночью громко стреляли под окнами, - работали «Грады». Спустились в подвал. Утром вернулись….Наталья пошла на рынок «Мирный» за полиэтиленом - плёнкой(успели разобрать, оказывается, много выбито было стёкол), кафе «Корифан» - полуобгоревшее, на автостоянке пять сгоревших до каркасов автомашин, засохшая лужа крови и рядом - цветы(погиб закрывший собою в тот вечер двухмесячного ребёнка 21- летний отец).
Продолжение же следовало…Ещё много взрывов…Жертвы…Луганчане, за что это вам? Почему?
Таков был этот день - один из уже многих военных дней Луганска.
Как вспомню, так вздрогну, как вздрогну, так мороз по коже……
P.S. А кроссворды более в руки не беру!
Юрий Кукурекин
|