22 февраля отмечает своё 70-летие Андрей Ефимович Медведенко
Рецензия
На книгу Андрея Медведенко «На перегонах судьбы»
Стихотворения и поэмы
Литературно-художественное издание
Луганск, 2018, художественное оформление Толмачёв Ю.С., редактор В.В.Полуйко, 96 страниц, тираж 100 экз.
Об авторе
Андрей Ефимович Медведенко родился 22 февраля 1951 года в семье шахтёра. Детство его прошло в городе Кировске на Луганщине. Оттуда и начался его трудовой и творческий путь.
Работал на шахтах Донбасса, служил в армии, закончил дневное отделение Литературного института им. А.М.Горького, в котором на протяжении трёх курсов был единственным на весь институт членом Союза писателей СССР.
Его стихи неоднократно звучали по Всесоюзному радио, публиковались в Москве, Киеве, Донецке, переводились на болгарский, украинский, грузинский, азербайджанский, якутский языки.
Он – автор более сорока книг поэзии и прозы, вышедших в издательствах Киева, Донецка, Луганска. Тонкий лирик и психолог, он умело улавливает движение человеческой души и времени.
Является лауреатом Международной премии им. Сковороды, премий МСПУ им. М.Матусовского и Б.Гринченко, областных им. «Молодой гвардии» и им. Б.Горбатова.
Многие годы руководил Луганской областной организацией Национального союза писателей Украины, заслуженный работник культуры Украины.
Почётный гражданин города Кировска.
Также – лауреат литературной премии Союза писателей России «Имперская культура» им. Эдуарда Володина. Дипломант международного литературно-медийного конкурса им. Олеся Бузины
Открывается книга следующими стихами:
Ливень листвы повсеместно
сердце не старит в груди.
Только лишь Богу известно,
что у меня впереди.
*
Святости чувств не переча,
я не исчезну в глуши.
Будет желанная встреча,
Будет и праздник души.
*
Эта зелёная сила
страдный возвысит мой путь.
Только б терпенья хватило
с резвой стези не свернуть!
Включает в себя четыре раздела, в каждом из которых, можно сказать, целые сонмы стихотворений различной тематики: от гражданско-патриотической(«Из опалённой тетради 2014 г.») до лирических произведений(«Веянье рассвета»), стихов о малой Родине(«В городке захолустном») и размышлений(«Неожиданные портреты и раздумья»).
Итак, раздел первый «Из опалённой тетради 2014 года». В него вошли следующие стихотворения, посвящённые людям военным, принимавшим участие в суровых событиях 2014- го года: «Не смолкла правды речь»; «Но пассаран»; «Мечта не пресеклась»; «Солнцеруб»; «Был ли шанс?»; «Не зря»; «Погорелец».
Второй раздел: «Веянье рассвета». Включает в себя 57 стихотворений, среди которых: «Вот и снова, солнышку покорный»; «Пологий спуск»; «В лугах косулей взбрыкивает лето»; «Слёзы плакучей ивы»; «Я день оставил прожитый – векам»; «Перед разлукой»; «Над хатою вишен и слив пороша»; «Весенняя свежесть»; «Летний сумрак тихо и печально»; «Житейских дел невпроворот»; «Может, кто и есть на свете краше»; «Не бродягою и не странником»; «Стою с задумчивым лицом»; «Чувству. Сердцем напругу»; «Осенняя мозаика»; «Триптих»; «Птицы взметнулись и тужат»; «Сентябринки»; Как окровавленная плаха…»; «Январь»; «Веснушки осени»; «В засуху»; «По степи брожу скитальцем…»; «Полдень хмурый. Зябко мне…»; «Глубокая осень» и другие….
Вот и снова,
солнышку покорный,
устремлённый только в небеса,
утром просыпается цикорий,
голубые кажет мне глаза.
Действительно, эти строки - преддверие наступления рассвета, настолько точно передают это «веянье рассвета». Автор облекает свои мысли в рифму и таким образом передаёт тонкое понимание им состояния окружающей природы. И далее:
Возвышает бережней, чем вазу,
день.
Сгибает свой цветущий стан.
*
А вот и «Благословение»:
Меня в дорогу мать благословила,
чабрец вручила с блёсткою слезы.
Чтоб никакая дьявольская сила
на перепутьях жизни не скосила,
не совратила с праведной стези.
*
Возьми его!...
Не деньги он, сынок.
Но он пропах избой отца и солнцем.
В нём медоносной бодрости исток
и мудрость нескудеющая Троицы.
*
Стезя напряжена, как лук тугой.
Стрела судьбы
Готова в спину впиться.
А солнце жжёт. Иду. И под ногой
его лучи скрепят, как половицы.
*
Я рад лучам.
А смерч закрутит грустью –
я знаю, где смятениям конец.
Не потому ли крепче становлюсь я,
когда вдыхаю материн чабрец.
Триптих
1
За веком – век!
За годом – год!
Как неизменчив ветер в поле:
- Смиритесь! – просит нас Господь,
а мы к химерной рвёмся воле.
*
Твердим от имени народа,
что сокрушить сумеем тьму.
Да, привлекательна Свобода,
но не даётся – никому!
*
2
Окрылись! –
кричат мне властелины,
и увидишь мир во всей красе!
Отряхни кошмар мещанской тины,
счастье ведь не только в колбасе!
Окрылился. Вроде как – светлеет.
Только разве стало жить легко?
Пыль – она и крыльев не имеет,
а летает ох как высоко!
3
Торжественность Победного парада
на орденах отблескивает сталью.
А я живу, на страсти мира глядя,
Как будто бы с просроченной моралью.
И не отделаться вовек мне от вины,
как слёз потоку от кладбища,
что не вмещается в печаль моей страны
печаль убогого жилища.
В городке захолустном. Включает 23 стихотворения: «В шахте»; «…Как будто небо выпростало зрак…»; «Посох»; «Идём по штреку – чёрные, как черти!»; «На поверхности ночь…»; «Начало страды»; «Вечерний пейзаж»; «Тощий летний полдень»; «Глаза»; «И всё же такое случится…»; «Я стою, очумев»; «Кастрюля»; «Неприкаянно, хмуро и плохо…»; «Кровоточащие раны…»; «Джоконда»; «Безмолвья крик»; «Только бы»; «У реки Миасс»; «На фронте»; «Времена года»; «Фрагмент из обыденной жизни»; «Жажда правды»; «Эпилог».
********************
Из ранее неопубликованного
70-90-е годы 20 столетия
В шахте
Ногами в тяжёлую грязь вростая,
железо чувствуя каждой порой,
с углём
вагонетку на рельсы ставят
два молодых шахтёра.
Ещё неумелы движенья их.
Хэбэ не совсем по росту.
Но в сдвинутых круто
Бровях густых
Ворочается упорство.
Грозит чернотой глубины уклон.
А хлопцы, потеют, борются.
Ставят на шахтные рельсы вагон
и сами на них становятся!
Посох
В руке держу я посох суковатый –
тяжёлый, потемневший от дорог.
Пульс ощущая в ручке буроватой,
я им тропинку пробую у ног.
*
Отцовский пульс…
И тем сейчас горжусь я,
что батька мой, задумав умирать,
просил родню,
когда от книг вернусь я,
в наследство этот посох передать.
*
В руке моей отцовский посох-ясень.
У комеля полынной пыли ком.
Он слишком кровно
был с Донбассом связан
чтоб не пропахнуть
угольным дымком.
*
Я помню степь, шуршащую атласом,
кругляк Луны и батьки бас:
- Гляди!
Взошла звезда
над трудовым Донбассом,
но только свет её ещё в пути!
*
Ещё с земли не видим он для глаза,
но ты в него напористее верь!
В нём сила духа крепче от алмаза
и в мир Добра распахнутая дверь.
*
….В руке держу я посох суковатый.
И тянет ,тянет он меня:
- Иди
в большую жизнь!
В горнило дел крылатых,
На свет отцом увиденной звезды!
* * *
Своими зарисовками о шахтёрском труде, который он познал не на словах, а на деле, подчёркивается тесная связь Андрея Медведенко с родным краем, с людьми и профессией горняка. То есть, предыдущая трудовая деятельность автора помогла найти ту самую поэтическую тему, которая есть его собственная, важная, определяющая жизненные его устои. В его стихах звучит чувство семьи, они определяют нечто важное для всех нас – без любви к семье, родителям – нет будущего!
* * *
Глаза
Взрыв метана!...
И вся ты в слезах.
Руки горько
в рыданьях увязли.
В душном штреке
его голубые глаза
вспыхнули и…
не погасли!
*
Не погасли!
*
И пусть кто-то скажет:
- Слепой!
*
Зрячий он!!
Кто перечить возьмётся,
Если ты ему стала,
Девчонка – женой:
терпеливым и ласковым
солнцем!
* * *
Какие пронзительные(определение, конечно, не новое, особенно, если речь идёт о войне, но иначе не назовёшь!) - стихи о войне до слёз, горечь потерь, глубоко эмоциональные строки, полагаем, никого не оставят равнодушным, вызывают чувство сострадания и боли…Итак, читаем:
На фронте
Из Ивана Савича
Охвачены злобой и горем,
в промёрзлой, как камень, земле
могилу мы братскую роем
в войной затянувшейся мгле.
*
И катятся, катятся слёзы…
Готово! Прощаться пора!
*
Их, скованных – девять – морозом,
Десятой была – медсестра.
*
Ей лишь девятнадцатый!...Боже,
как мало ей выпало жить!
*
Неможна, решаем, негоже
в могиле ей с хлопцами быть!
*
И волю собрав неземную,
мы – новую начали рыть,
чтоб нашу сестричку родную
святее святых хоронить!
Фрагмент из обыденной жизни
Такую увидел картину:
здоровые, как быки,
сажают берёзки
в глину
рослые мужики.
*
Фотограф, слегка лупатый
Всех в объектив берёт.
В руках черенок лопаты
кажется мне – поёт.
*
Вгрызается заступ смело,
словно шахтёр – в забой!
Как будто перед расстрелом,
берёзки стоят толпой.
*
Смотрится всё весомо
так, что азарт берёт.
Только ведь чернозёма
каждая лунка ждёт.
*
Последний росток посажен.
Глина горит, как жар.
Но результат неважен,
главное ведь – пиар!
*
Итог, как известно, бросок.
В буйство вошла весна.
…Из двадцати берёзок
выжила лишь – одна!
Здесь можно провести параллель с фронтовиками(«как будто перед расстрелом, берёзки стоят толпой»). Одним словом – впечатляет, берёт за душу! А это и есть талант поэта!
Неожиданные портреты и раздумья
Автор разместил в этом разделе 18 стихотворений и одну поэму: «В Шушенском»; «Сталин»; «Два славянских крыла»; «На небе Бог незримый»; «У памятника
*************************
В Шушенском
Отправляясь к мужу в ссылку, Надежда Крупская взяла с собой семена цветов
Прогрело землю
Солнце с высоты.
Весна.
Хлопоты в людях и в природе.
Сажает Надя Крупская цветы
на свежей грядке,
вскопанной Володей.
Ещё робка
Семян цветочных жизнь.
И то сказать – не южная погода!
Но на держак лопаты опершись,
уже он весь с Надюшею
во всходах
фиалки, флокса, в завязи гвоздик,
что новой жизнью брызнут,
пламенея.
Глядит на них с ухмылкою мужик:
- Гвоздики здесь!..
бесплодная затея!
А Ленин взял в ладонь семян со стула.
Подсел к супруге рядышком.
Притих.
И вся Сибирь угрюмая взглянула
анютиными глазками
на них!
* * *
Два славянских крыла
Даль с Гринченко –
два мощных славянских крыла,
несказанно-загадочной птицы,
с дивным сердцем, не знающим зла,
что в груди богатырской стучится.
*
Взмыла птица и солнце во мраке взошло!
Набирать высоту – непростая работа.
Ненароком изрань ей любое крыло
и не будет большого полёта!
* * *
У памятника Пушкину
О, Пушкин!..Пушкин!
В горле ком.
От печали – одиноко.
Гения убить легко
То ли пулей. То ли словом,
То ль невежества плевком.
*
Коль велик, то – уязвимый.
Знает это тот, кто чёрств.
Кто во зле неукротимом
без промашки сводит счёт.
*
Не с того ль мурашки – зыбью.
Ведь мелка ничтожно мразь!
А в него, в такую глыбу –
Невозможно не попасть!
* * *
У памятника М.Горькому
Растащили мраморные плиты.
Оголённый цоколь мхом покрыт.
В парке одичалом и забытом
Алексей Максимович стоит.
Ветер шёпот по углам разносит,
мол, ударит скоро лютый град.
Но защиты праведник не просит
устремляет в будущее взгляд.
Заслоняют даль невозмутимо
заросли, похожие на тьму.
Трудно и почти невыносимо
не сдавать позиций одному.
На плечах невзгод былых потёки.
Охватил лужайку всю камыш.
Здесь когда-то пары шли потоком,
а сегодня забредают лишь.
И, как птицы, листья пролетают.
К веткам их обратно не вернёшь.
Вместо дружбы
в волчью сбилась стаю
нынешняя наша молодёжь.
Время в сердце втиснулось иголкой.
Каркают вороны, как в аду.
Алексей Максимович, мне горько:
этот путь один я не пройду.
Без конца удары в грудь и спину.
Что ни шаг, то хамство верх берёт.
Где цвели когда-то георгины –
Царственно сорняк верёвки вьёт.
Бесприютно. Сыро. Но стоит он –
и снисходит с неба благодать.
В парке одичалом и забытом
столько в нём души – не исчерпать!
Он стоит. В ручье улыбка бродит.
Гриб шуршит под лиственным плащом.
Коль сюда влюблённые приходят,
то не всё потеряно ещё!
Заканчивается эта книга(не сборник!) стихов Андрея Медведенко следующими строками:
Рано подростком
Ушёл я из дома.
Не обминуть бы, - всё думал,
Кремнистый большак.
Мучила к знаниям жажды истома
И отступал неизвестности мрак.
Шёл я,
С собой взяв отца убежденья и раны,
Матери кроткой терпение и доброту,
Буйное вишен цветенье
И дымку кургана,
И родника у подошвы горы чистоту.
Вот и иду.
За плечами цветы и кладбища.
А впереди – беспокойная мука стиха.
Не обминуть бы страдальцев,
Убогих и нищих
И не умножить ни боли чужой,
ни греха.
Всё это как бы подводит резюме психологии автора, главная же мысль проходит «красной нитью» - бессмысленно жить без добра!
Вот так, каждый по-своему раскрывает собственный талант – смысл творчества. Поэт Андрей Медведенко позиционирует себя как мастер-художник, облекая свои мысли в краски слов! В итоге – побеждает поэзия, пропитанная любовью к людям, жизни и верой в будущее!
.
|