Рецензия на книгу стихов Юрия Лебедя
«Падая вверх»
Юрий Лебедь родился 5 марта в г. Омске, работал в областной газете "Запорожская правда". С 1968 г. живёт и работает в Донбассе. Работал в газете "Социалистический Донбасс", в издательстве "Донбасс", возглавлял редакционно-издательский отдел Донецкого областного управления по печати. Директор издательского предприятия "Лебедь", главный редактор всеукраинской литературной газеты "ОТРАЖЕНИЕ".
Юрий Лебедь стал вторым за всю историю украинским литератором, награждённым международной литературной премией имени Михаила Шолохова за книги «Избранное» (издательство «Донбасс», 2006) и «Заблудившийся дождь» (издательство «Советский писатель», 2009).
Председатель Шолоховского комитета, известный писатель Юрий Бондарев отметил, что эта награда – признание выдающихся заслуг Юрия Лебедя в развитие литературного процесса в странах СНГ, заслуженная оценка замечательной поэзии украинского поэта.
Сборник стихотворений Юрия Александровича
«Падая вверх»
Юрий Лебедь
ИД «Кальмиус», Донецк-2012, 296 с.
Падать вверх – это когда тело от рождения принадлежит земле, а душа упрямо рвётся к небесам. Падать вверх – это как можно больше дольше парить, забывая, что каждому отмеряно своё время….
В сборник включено 156 стихотворений, кроме новых, также стихи из книги «Заблудившийся дождь», а также ранее публиковавшиеся, но которые ему дороги. Вот некоторые из них.
В обнимку с правдой хитро ходит ложь.
В обнимку с правдой хитро ходит ложь.
И только время – самый умный сканер.
Как высоту на горло не возьмёшь,
так не докажешь правду кулаками.
*
А замыслы благи и высоки,
и пусть сердца обкладывает иней,
мы тянем к подбородку кулаки,
А истина опять посередине.
* * *
Все мы ходим под солнцем
Все мы ходим под солнцем,
а значит, под Богом.
Он разум нам дал,
подарил телеса.
И выбрать позволил
жену и дорогу,
дорогу, какая
ведёт в небеса.
*
Но труден тот путь,
словно муки Тантала,
заманчив,
как тысячи песен сирен…
И сколько б не жил –
всё равно будет мало,
ведь нам ничего
не предложат взамен.
*
И если не ангелы встретят,
так черти.
Такое придумают –
только держись.
Печально, но жизнь
не бывает без смерти,
а смерть – это просто
расплата за жизнь.
* * *
Планета наша – карусель
Планета наша – карусель.
Скрипит, на всех землян в обиде.
Она та самая обитель,
куда вход всем и насовсем.
*
Внутри – сплошная круговерть,
смешны сюрпризные капризы.
И ненадёжны так карнизы,
что даже страшно вверх смотреть.
*
Как прежде, паразитна власть,
людская суть теряет цену,
Театр с давно прогнившей сценой,
что невозможно не упасть.
*
Планета – мавзолей земной.
Точнее – братская могила…
Я помню: Бога мать молила
чуть-чуть быть ласковей со мной.
*
Чтоб научил, как не пропасть,
предпочитал нахальству робость,
чтоб не умел бездарным хлопать,
и отдавать любил – не красть.
*
…Смешон театр. От милых дам
ушли вчерашние мужчины.
А реквизит весь растащили,
на всякий случай, по домам.
*
Что командирские чины,
что сокровенные секреты?
Скрипит ось матушки-планеты,
да недосуг её чинить.
* * *
Достаточно знаменательное стихотворение «Время», в котором, автор где-то предвидит развитие событий в наше время, акцентируя внимание на том, что время «гарцует» и ведёт нас в «немое кино», где, в итоге, - «не стоит закрывать окно – стекло разбито!»
Время
Опасно раздувать огонь
но жребий брошен.
Гарцует время, словно конь,
и нас треножит.
*
Я поздно к этому пришёл –
когда эпоха
сменила слово «хорошо»
на слово «плохо».
*
От славы и дурной молвы –
себе в обиду –
мы – всадники без головы
по Майну Риду.
*
И не укрыться от судьбы
в златую осень…
Деревья встали на дыбы
или вопросы?
*
Мы разберёмся, а пока
бурлятся споры,
нам время в тощие бока
вонзает шпоры.
*
И снова, как в немом кино,
конь бьёт копытом…
Не стоит закрывать окно – стекло разбито.
В сборнике «Падая вверх» Ю.Лебедь предлагает ряд стихотворений различной тематики, в основном, это лирика: «Я знаю»; «Наша встреча была по случаю»(«Наша встреча была по случаю, который нельзя предсказать. О том, что ты самая лучшая твои рассказали глаза…»); «Бог щедро подарил реке два берега»; «Судьба с пенальти забивает гол»(«Судьба с пенальти забивает гол, и, кажется, весь мир на зле замешан. Мне хватит пальцев сосчитать врагов, а вот друзей, увы, всё меньше, меньше…» «У реки», «…Но просится строка», «Шутка»(«Потряс Всевышний мокрой бородой и – дождь земле, как высшая награда. Смеялись девки: - Дождик-то слепой! – Слепой, слепой а влез куда не надо», «Я не выброшу белый флаг», «Летит за верстою верста», «16 граммов», «Тучи катятся на Макеевку», «Совсем не плохо, что мы не богаты», «…И всё же море – чудо-великан», «Когда впереди ни зги», «Любовь всегда», «После грозы», «Зимняя радуга», «Охнув, заскрипели половицы», «Возможно, что и азартна», «Осень – время красивых», «Примирения нет» и другие.
А это, наверное, о себе : «Стихотворец»:
Зажечь звезду от искорки костра
и удивляться светопреставленью
умеет тот, кто побеждает страх
и отдаёт себя стихотворенью.
*
Он замерзает на бумажном льду,
дыханием отогревая строки…
Плевать ему, что северный подул
и что для строчек кончились все строки.
*
Он подбирает звонкие слова,
сплетает их, как связывают хворост…
Не важно, что кругами голова
и что, увы, не юношеский возраст.
*
И…наконец-то! Он с огнём на «ты»,
как не бывало злой, смертельной стужи.
…Плесни в огонь немного доброты
и строки сокровенные послушай.
И ещё стихотворение под названием «Не получится по-другому»:
Не получится по-другому,
видно, стал я к строке жадней…
Колокольчик ждёт под дугою
застоявшихся лощадей.
*
Я однажды поклялся слову
горькой правдой ему служить,
Слово хлебом стало и кровом,
и жгутом для ослабших жил.
*
А ещё неподъёмной ношей,
что судьба в нагрузку дала…
Я бываю похож на лошадь
закусившую удила.
*
Клятву слову я не нарушил,
даже если били под дых…
Хорошо бы купить конюшню,
да в придачу пару гнедых.
*
чтоб почувствовать снова скорость,
а в груди позабытый взрыв,
чтобы также болела совесть
и кричала душа навзрыд.
* * *
А это стихотворение, посвящённое Юлии Дубчак:
На таможне
- Что везёте?
-Массу впечатлений!
-Умничать не надо.
Открывай
свой багаж.
Я ставлю на колени
все видавший виды
саквояж.
-Это – бренди.
А вот это – сало.
Правда, маловато,
но что есть.
-Наркота?
-Вчера не ночевала.
Что же ей сегодня
делать здесь?
Вмиг усы казацкие
обвисли, -
сбился глаз
прищуренных
прицел…
Всё-таки
сумел переосмыслить
унтер-юмор
унтер-офицер.
Растянулись
тягостно минуты…
-Есть валюта?
-Нет её. Пока…
Но дремал на дне
ценней валюты
твой роман
«Четыре пятака».
***
Охнув, заскрипели половицы(как-бы хотелось, чтобы сбылось пожелание автора, обозначенное им в концовке стихотворения …)
Охнув,
заскрипели половицы,
словно домовой по ним прошёлся…
Вьюга за окном
Устала злиться,
Стала она вдруг нежнее шёлка.
*
Всё-таки январь
особой пробы,
Впрочем, не могло и быть иначе…
Похудеют
по весне сугробы,
и окошко по зиме заплачет.
*
Всё опять
в природе повторится,
Это точно знают старожилы…
И напомнят
скрипом половицы:
время всепрощенья наступило.
* * *
Родина(тоже со значением стихотворение-то!):
Где паслён похож на смородину,
а вода не всегда криничная,
без меня живёт моя родина,
Утверждают, что заграничная.
*
Там дороги с лихвой навьюжены
тракторами, чудо-машинами.
За матёро-крепкими вьюгами
не по чести возня мышиная.
*
Если ссорятся, - так по-крупному,
Если любят – по-настоящему.
Я уверен: планета крутится
потому, что там – работящие.
*
Будут алые о нас пародии,
а молва всегда стоязычною….
Заграничная моя родина,
ну, какая же ты заграничная.
*
если сердце болит по-нашему,
не унизится пред обидами….
Поколению лишним ставшему
перестали давно завидовать.
*
…Живёт в памяти эхо БАМканья,
как и юных сердец горение…
Нелёгко расставаться с мамками
бесшабашное пополнение.
*
Они верили в то, что строили,
и во что другие не верили…
И венчались берёзки стройные
на обрывах крутого берега.
*
Что назначено Богом – пройдено.
Мы с тобою – друзья закадычные…
Ты не просто теперь моя Родина –
ты ещё у меня заграничная.
* * *
А это трилогия Ю.Лебедя, посвящённая теме войны под названием «Я иду по войне»
1. Дед
Сорвав звезду с будёновского шлема,
(белогвардеец проявил усердство),
он к дедовой груди приткнул её – чуть слева,
туда, где полагается
\быть сердцу.
Стоял мой дед
на грани всех лишений,
перед людьми
и смерть
казалась легче.
Светился на груди его
мишенью
пришпиленный врагом
пятиконечник
И грохнул залп.
И ахнула деревня,
как будто отголосок
поля боя…
А дед стоял,
Он так в бессмертье верил,
как верим мы в грядущее
сегодня.
Уже затворы гильзы отшвырнули
и ноги в стремена готовы вдеться…
А дед стоял.
Как будто вражьим пулям
звезда прикрыла
все дороги к сердцу.
Та пауза была
глухой и адской.
Так песня
остаётся недопетой…
Вот так
вступали в партию
гражданскую,
не получив при жизни
партбилеты.
2. Отец
Я в атаку иду.
Рядом смерть
стоголосит и косит.
Я в свинцовом аду,
и в глазах
преломляется осень.
И звенит тишина
Та,
которую можно
увидеть…
А за мною – страна.
Я её не позволю обидеть.
Падал огненный шар….
Или это на землю
я падал?
Только раньше был
Шаг,
а потом уже – Память.
Я лежал, не дыша,
осязая и Землю,
и Млечность…
Только раньше был
Шаг,
а потом уже – Вечность.
После пели дожди
и шмелями шуршали в покосах
золотые дожди…
Мне уже не сплести
из них косы.
Я в атаку иду.
Рядом смерть
стоголосит
и косит…
Просыпаюсь в бреду,
будто вновь
похоронку приносят.
И труднее вдвойне
осознать всё
и боль пересилить…
Я иду по войне,
где погиб мой отец
за Россию.
3. Сын
…И уходит земля из-под ног,
и ты, страхом бессилья гонимый,
затревожишься:
главный долг
вдруг окажется невыполнимым?
Но однажды
приходит пора
выяснения,
кто ты и что ты.
И – Гастелло
идёт на таран,
и – Матросов
бросается к дзоту.
Надя Курченко,
сжав кулаки,
преграждает дорогу в кабину…
Неоплаченные долги
не оплачивают на половину.
Я готов заплатить сполна,
если надо – своею жизнью.
Ничего, что она одна,
хорошо, что она дана
сразу двум:
и мне
и Отчизне.
Заканчивается сборник Ю.Лебедя весьма поэтично и многозначительно. Это «У зеркала»(венок сонетов»):
Глядя в зеркало,
Глубже загляни в душу.
Здесь целая россыпь сонетов, отличающихся мудростью и определящих:
Неважно, кто ты: трус или боец, -
билет на жизнь всегда в один конец.
И никогда он не бывает лишним.
И «Вместо эпилога»
В окно вползает заспанный рассвет
и медленно на все наводит резкость.
Тобой забытый шарф на спинке кресла
на мой вопрос такой простой ответ.
*
Стучат о подоконник воробьи…
Откуда столько силы в хрупких лапках?
И хочется восторженно заплакать
от обновленья Утра и Любви.
*
Мы у Природы все под колпаком.
Она, как мать, прощает и жалеет.
Хранит суть жизни в колосе тугом.
становится доступней и добрее,
коль чувствует: за солнечным клубком
подсолнухи вытягивают шеи.
А вот «Признание» Юрия Лебедя, заключающее этот сборник неординарных стихотворных произведений, вызывает неоднозначные ощущения. Полагаю, автор слишком суров к себе, «испытывая жалость…».
Признание
Всегда мне одиноко, больно, грустно,
всегда к себе испытываю жалость,
когда я вижу высохшее русло,
точнее то, что от реки осталось.
В целом, творчество Юрия Лебедя не может оставить безразличным. Начиная с названия этой книги, заканчивая эпилогом.
И, как сказал Игорь Масюченко, его стихи «рождаются тогда, «когда стране и холодно, и зябко», когда она забывает о своих поэтах и мечется из одного лагеря в другой, «меняя лозунги и флаги». Вот тогда из-под пера поэта и выплывает реальность, в которой есть место и доброте «но той, что с кулаками». И розам, «но пополам с крапивой».
Согласимся с этим утверждением!
|