Публикация в группе «Луганский государственный медицинский университет»
Очерки истории Луганского государственного медицинского университета
«БАБА ПОЛЯ»
ШАТЬКО ПОЛИНА ПЕТРОВНА
Заведующая кафедрой общей химии Луганского государственного медицинского института
Кафедра медицинской химии была организована в Луганском медицинском институте 2 февраля 1988 года в результате объединения двух кафедр – общей химии и биологической химии.
А вот кафедра общей химии основана в сентябре 1956 года. Её организатором была кандидат химических наук, доцент Шатько Полина Петровна (1903 – 1965 г.г.), которая приехала из Днепропетровского медицинского института и заведовала кафедрой до мая 1965 года.
Шатько П.П. была необычайно строгой и неподкупной заведующей кафедрой, экзамен и зачёты на её кафедре сдавали далеко не все студенты. Многим это не удавалось даже после жёсткой «зубрёжки», некоторые оставались из-за этого на повторный курс обучения. Не один из этих «несчастных» был отчислен из института именно из-за неудач на этой кафедре. Была она требовательна и к собственному племяннику – Шатько Александру Николаевичу, обучавшемуся вместе с нами на одном курсе. В памяти всех студентов она навсегда осталась как «Баба Поля».
А вот что писал в своей книге «Записки венеролога» Поэль Геннадий Яковлевич(скончавшийся в Израиле в прошлом году), бывший мой «одногруппник», год окончания вуза – 1968-й:
«В то время кафедрой неорганической химии у нас заведовала старушка, впрочем, почему старушка, если тогда ей было 62-63 года отроду, но мне тогда, 17- летнему мальчишке казалось, что «баба Поля», так мы её называли, была старухой. Кроме того, эта женщина была старой девой, не замужем, не имела детей и, как часто бывает в таких случаях, не то, чтобы была мужененавистницей, но мужчин и всякие мужские проявления недолюбливала или просто не любила.
А у меня на верхней губе ещё с 14-15 лет пробивались усы, что, естественно, было одним из признаков мужественности. Ну, не настоящие ещё усы, конечно, но некий пушок под носом был. Я, как всякий не совсем повзрослевший юноша, гордился этими усиками и не сбривал их с самого начала, с самого их появления. Всем я тогда говорил, что родился с усами. И вдруг, на первой же лекции по неорганической химии, «баба Поля», узрев меня в аудитории, прервала лекцию и, указав на меня пальцем, слегка шепелявя, проскрипела:
«Молодой человек, если хотите сдать экзамен по неорганической химии, сбрейте усы».
Придя домой, я рассказал всю эту историю отцу. Отец долго смеялся, а потом сказал:
«Делай как знаешь, но я бы на твоём месте усы не сбривал, я бы не унижался».
Но мне не хватило смелости. Это был первый экзамен в моей жизни и в первую сессию в мединституте я сбрил усы.
«Баба Поля», увидев меня на экзамене, была очень довольна, по-моему, даже обрадовалась. Экзамен по неорганической химии я сдал успешно, опозорив, как мне казалось, себя тем, что по настоянию зав. кафедрой неорганической химии, сбрил свою гордость – юношеский пушок под носом.
«Баба Поля» через несколько лет умерла от жёлчного перитонита… Операция её не спасла…».
Первыми сотрудниками кафедры были ассистенты Задорожная Неля Фёдоровна, которая перешла в 1957 году на кафедру биохимии и преподавала там до 1967 года(кандидат химических наук с 1965 года), Пономарёва Татьяна Фёдоровна, которая перешла у 1957 году на кафедру биохимии и преподавала там до 1967 года(кандидат биологических наук с 1965 года), старший лаборант Подольская Валентина Ивановна (исполняла обязанности до 1960 года) и лаборант З.Монмар.
И Полина Петровна Шатько и остальные сотрудники кафедры общей химии, без преувеличения, навсегда остались в памяти всех тех, кто обучался в Луганском медицинском институте
Юрий Кукурекин
|