ЖЕНСКАЯ И МУЖСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Нельзя сказать, что сегодня отсутствуют попытки построить отдельные науки «Женская психология», «Мужская психология». Серьёзные исследователи давно осознали, что изучение человека как такового, без учёта его п о л а, в русле психологии и сексологии, приводит к утере предмета исследования и в конечном итоге даёт ложные результаты, не обладающие необходимой диагностической точностью.
Прошли те времена, когда для борцов за равноправие было важно зафиксировать равенство п о л о в, пресекая шовинистические домыслы относительно превосходства одного из них над другим.
Однако, утвердившись на продуктивном, в гуманистическом смысле, этапе изучения п о л о в как равных, наука не смогла достойным образом освоить следующий виток, диалектически противоположный по смыслу, на котором было бы достигнуто знание о своеобразии, связанном с п о л о м.
Набрав в поисковике «Бинго» словосочетание «Женская психология», мы получим следующие ссылки:
1.Энциклопедия пикапа.
2.Женский журнал. Записки дикой хозяйки в возрасте элегантности.
3.Журнал о женском здоровье. Как себя вести на первом свидании.
4.Хорни К. О происхождении у женщин комплекса кастрации(3).
Последний автор интересен тем, что существующие научные разработки по женской психологии, в том числе изучаемые в высших учебных заведениях, почти полностью исходят от него. Нетрудно понять, что Карен Хорни разрабатывает постфрейдистскую модель женской психики, базируясь на «комплексе кастрации», что не только обращает объект исследования в русло первоначальной «доисторической» версии женщины как существа «ущербного» (что само по себе для науки не фатально).
Но и несёт все присущие фрейдизму ограничения научного порядка, что уже куда менее поправимо с гносеологической точки зрения.
Мы видим, что существует огромный спрос на информацию о женской (и мужской) психологии, куда за отсутствием науки, устремляется публицистика разного пошиба, главным образом «глянцевые» издания, которые спешат сообщить всем желающим какую - бы то ни было информацию о них самих и о противоположном п о л е, с тем, чтобы дать самые приблизительные навыки обращения с самим собой и представителями противоположного п о л а.
Как ни странно, в такого рода поделках больше жизни (хотя так же мало науки), чем в академических трудах Хорни(4,5).
Само колоссальное число соответствующих изданий с нереальными же тиражами, в каждом из которых непременно присутствует рубрика «Консультация психолога», уже является показательным. В отличие от академических трудов, здесь мы можем узнать, какие насущные проблемы волнуют представителей обоих п о л о в относительно самопознания и познания партнёра.
Проблемы эти можно разделить на три подвида:
1.Кто я?
2.Где я нахожусь и к чему должен стремиться?
3.Как мне строить свои сообщения представителям противоположного п о л а, чтобы быть услышанным и правильно понятым?
В попытке дать ответы на вопросы из первой группы, глянцевые издания строят такую версию психологии п о л а:
А) Если читатель - мужчина, то он одержим стремлением к власти и подвижным видам спорта и отдыха. Он любит пить пиво и следит за музыкальными новинками. Ходит на футбол и жаждет обладать современной техникой. Он всей душой стремится к успеху. Много думает о сексе с разными женщинами, но в его жизни есть место и большому чувству(ему, впрочем, не возбраняется быть геем).
Б) Если читатель - женщина, то она нежна и капризна. Она обожает ухаживать за своим телом и в огромных количествах приобретать модные безделушки. Она достаточно самостоятельна. В её жизни большое место занимают поиски «того парня». Когда она найдёт его, то, конечно, родит ему семь - восемь детей. Но сумеет совместить это с надлежащей заботой о своей карьере. Потому что она, не в пример её бабушке, не домашняя наседка.
Как видим, версия, при помощи которой читателям предлагают достичь самоидентификации, достаточно карикатурна. Тем не менее, реципиенты к ней прислушиваются, берут её на вооружение и чувствуют себя несчастными, когда «не совпадает».
Интересно, что идентификация не столько угадывается статьями подобного типа, сколько з а д а ё т с я ими по вектору и наполнению.
Что, если вдуматься, не странно, поскольку личность сначала преподносится как экстериоризованная, а лишь после интериоризуется, что хорошо описано в рамках деятельностного подхода, успешно разработанного Леонтьевым(1,2) и другими представителями московской школы.
Приблизительно в таком же ключе даётся глянцевыми журналами схема взаимодействия с противоположным п о л о м. Свежий человек будет немало удивлён, узнав, что читателям просто-таки дают эталонные диалоги, которые женщина или мужчина должны иметь со своим партнёром на первом свидании, втором свидании, после первой близости. Что следует сказать мужчине или женщине по тому или иному поводу. Чего они должны ожидать от мужа или жены. Какие ситуации следует считать доброкачественными, а в каких видеть поводы для беспокойства.
И снова это срабатывает. Потому что взгляд на реальных людей, достаточно чувствительных к современной культуре, доказывает, что своё взаимодействие с партнёрами они строят с опорой на данный эталон.
В очередной раз выясняется, что при всех преимуществах гештальтподхода, психодрамы или фрейдизма, приоритет в контроле за поведением имеют всё-таки бихевиористы, управляющие каждым шагом индивидуума, находящегося в зоне их влияния.
Тем не менее, находясь среди современных мужчин и женщин, нельзя отделаться от ощущения, что имеешь дело с заводными куклами, конечной целью которых является получить одобрение пупенмейстера. По крайней мере, они сравнительно легко жертвуют другими людьми рядом с собой, предпочитая им непротиворечивость совпадения с заданной извне программой поступков. На простые вопросы, касающиеся чувств пациента, его ближайших планов, представлений о чувствах другого, мы получаем в 90 процентах случаев ключевые реплики, заимствованные из книг «Как стать стервой» или мыльных опер.
Доза личного, как это не парадоксально, достигает минимума именно в сфере личной жизни. Сфера отношений с мужем или женой подвергнута полной «зачистке» с помощью клише, позаимствованных из глянцевых «пособий».
Итак, глянец заместил отсутствующее, стал суррогатным ответом на запрос о науках мужской и женской психологии, потребность в которых испытывают все, без исключения, взрослые люди. В то же время, глянец оказался в том положении, в каком почти всегда является религия, эксплуатирующая запрос общества на научную картину мира.
Рекомендации глянцевых журналов не привели тому, что мужчины и женщин лучше знают себя и своих партнёров. Но дали то чувство псевдоуспокоенности, какое дают верующему обряды. Притом, что фактически институт семьи разваливается у нас на глазах.
Число людей, ведущих нормальную половую жизнь, снижается со всё большей скоростью. Растёт количество сирот при живых родителях. Но каждый взрослый субъект полагает, что он делает всё совершенно правильно. Его убедили в том, что главное в жизни мужчины - вовсе не заботиться о своих детях, а заниматься дайвингом, покупать себе дорогие мотоциклы и умножать число своих сексуальных подвигов, сверяясь не со здравым смыслом, а с рекомендациями журнала «Сквайр», на первой полосе которого размещено фото престарелого режиссёра со своей двенадцатой по счету женой, по возрасту годящейся ему в правнучки.
При том, что отдельные особи сохраняют здравый смысл, в одиночку они не могут противостоять мэйн-стриму.
И, самое главное - всё происходящее ни на йоту не сдвинуло с места проблему существования позитивной науки о том, что же всё-таки такое «мужчина» и «женщина» и как им достичь позитивного взаимодействия?
Литература:
1.Леонтьев Д.А. / Деятельность. Сознание. Личность/М/1974
2.Леонтьев Д.А. / Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности/ Психологический журнал/2000/ Т.21/1
3.Хорни Карен/ О происхождении комплекса кастрации у женщин/Доклад на VII Международном Психоаналитическом Конгрессе Берлин/ 1922/
4.Хорни Карен / Невротическая личность нашего времени /Собр. соч. в 3-х т./М.: Смысл/1997 /Т. 1 / Гл. 5/ С. 346.
5.Хорни Карен/ Женская психология / Сборник / Пер. с англ./ СПб.: Восточно - Европейский институт психоанализа/ 1993
Резюме
Обсуждается ситуация о попытках построения «Женской психологии» и «Мужской психологии» как науки. Отмечено, что существует огромный спрос на информацию о женской (и мужской) психологии, куда за отсутствием науки, устремляется публицистика разного пошиба, главным образом «глянцевые» издания, которые предоставляют любую информацию и мужчинам и женщинам, при этом, дают самые приблизительные навыки обращения с самим собой и представителями противоположного пола.
То есть, журналы заместили отсутствующее, стали суррогатным ответом на запрос о науках мужской и женской психологии, потребность в которых испытывают все взрослые люди.
Материал носит дискуссионный характер.
Resume
A situation comes into question about the attempts of construction of "Woman psychology" and "Masculine psychology" as sciences. It is marked that enormous demand is on information about woman(and masculine) psychology, where failing science, the publicism of different manner is directed, mainly "glossy" editions that give any information and to the men and women, here, give the most approximate skills of handling by a soba and by the representatives of opposite sex.
Id est, magazines substituted for absent, became a substitute answer for a query about sciences of masculine and woman psychology, a requirement in that is tested by all persons of ripe years.
Material carries debatable character.
|