Наша память:
Памяти народного артиста Украины Ткаченко Е.Р.
Луганский край: история, культура, среда
«Его величество театр» -
ПАМЯТИ НАРОДНОГО АРТИСТА УКРАИНЫ
ТКАЧЕНКО ЕВГЕНИЯ РОМАНОВИЧА
«Его величество театр» - так выражал своё отношение к коллективному организму, каковым является театр, будучи главным режиссёром Луганского академического театра кукол, народный артист Украины Евгений Романович Ткаченко.
1941 - 2012
Родился 24 апреля 1941 в городе Краснодоне Луганской области, в семье инженера. Окончил Краснодонскую среднюю школу (1958), театральную студию при Луганском драмтеатре (1960) и режиссёрский отдел Челябинского института культуры (1979).
Работал режиссером театра в Краснодоне ( 1960 - 1962) и любительского театра в г. Переяслав-Хмельницкий Киевской области ( 1962 - 1963), актёром театра кукол в городах Хмельницкий (1970 - 1973) и Челябинск (1973 - 1980).
1980 год - в г. Тернополь : соорганизатор и главный режиссер театра кукол (ныне - театр актёра и куклы), где поставил 31 спектакль. Из них отмечены премиями Министерства культуры "Куда ты, жеребенок" и "Северная сказка", а в 1981-1982 гг - дипломами I и III степеней на республиканском смотре. В 1985 г. ему присвоено звание "Заслуженный артист УССР", в 2010 году - «Народный артист Украины». С 1989 работал в Луганском театре кукол, С 1997 года - главный режиссёр театра.
Ушёл из жизни выдающийся театрал 30 марта 2012 года.
С позиций человека, умудрённого опытом конкретного общения с реальным театром, пришёл Е.Ткаченко ко многим суждениям, обосновывающим это утверждение о сути театра, подтверждая слова К.Станиславского : «Театр- это коллективное творчество. Искусство театра создаётся только в атмосфере содружества и взаимопомощи….В «настоящем же режиссёре совмещается режиссёр-учитель, режиссёр-художник, режиссёр- литератор, режиссёр-администратор». По сути - это композитор, создающий сопричастность к Его Величеству Театру. Так, вот он - режиссёр Е.Ткаченко и был таким композитором Его Величества.
Евгений Романович пришёл к своему понятию искусства несколько более другого характера, чем традиционно оно всегда трактовалось. Да, мы склонны повторять избитые, что-ли штампы, которые в нас вложили опять- таки традиционной системой воспитания. К примеру, К.Немирович- Данченко говорил следующее: «Всё должно идти от жизни. Не от сухой схематической жизни. Жизнь должна быть самым первым источником сценического воплощения». Казалось, всё правильно и всё ясно. Но, вот Е.Ткаченко считал так: «Наша «дубовая фраза» - «Искусство есть отражение жизни в образах». - На мой взгляд- ничего подобного! Театр - это другая жизнь, которая с реальной жизнью не имеет тесных и плотных связей. Мы от реальной жизни только что-то привлекаем, мы играем на том, что нам пришлось сопереживать. Но, театр воссоздаёт совершенно своё, абсолютно особую жизнь».
Потому и считал Евгений Романович режиссёра конструктором, который создаёт, моделирует жизнь, полотно. С его слов, - «Великие художники прошлого, ведь, не копировали реалии, а создавали композиции, прорисовывали чувства людей, они не видели Деву Марию, но из всех её черт брали и конструировали своей фантазией и своим чувством. Такова роль режиссёра- создание какого- то фантастического мира, какой-то другой реальности».
Это была принципиальная позиция человека творческого. Не принимал Е.Ткаченко совершенно дидактичные сказки для детей, так он и говорил: «Добро побеждает зло» - как легко всё это было. Но, если побеждает, значит есть борьба, есть конфликт, значит надо его как можно ярче выстроить. Ушли уже в детском мире те герои, на которых выросли мы- Баба Яга, Кощей Бессмертный. Как это кому-то ни жаль- их уже нет. Детей привлекают другие герои, поэтому надо создавать нечто, что заденет чувства. Отсюда- театр не воспитывает, не несёт дидактичной морали, но через эти чувства, через великую приставку «СО»- соприкосновение, соучастие - мы и воздействуем на нашего зрителя не указывая ему прямо и конкретно- «этого не делай!».
Е.Ткаченко считал, что в памяти остаются именно такие спектакли, которые несут это «со». Например, тот же «Голубой щенок» с безутешным и безрадостным финалом. Щенок вступил в неравную борьбу со злом. Да, зло должно быть нетерпимым, но надо знать, что борьба со злом небезопасна. Одним желание нашим зло не преодолеть. Надо найти в себе ростки такого же зла: «Стоп- стоп- откуда оно же в мире существует?- Очевидно, оттого, что и во мне оно есть - неоказание другому помощи, проявление невнимания, не защита слабых, трусоватость и равнодушие. Потому перед режиссёром стоит задача показать, что ростки этого самого зла есть в каждом из нас. И так это высветить, чтобы нам стало не по себе и нам - бы захотелось- бы это преодолеть. И когда заканчивается «Голубой щенок», на каждом спектакле половина маленьких зрителей бегут и просят: « Дайте его погладить». Это и есть то сочувствие, которое и есть воспитание. Назиданиями никого сейчас не воспитаешь. Ребёнок предпочитает пройти всё через свой собственный опыт. И ответственность театра- конструирование на основе хорошей литературы, драматургии, хорошего языка, к которым подбираются выразительные средства , которых в театре превеликое множество».
В спектаклях Е.Ткаченко много живых актёров. Обосновывал он это тем, что при всей выразительности, куклы не могут в той конструкции, которую создаёт режиссёр показать все оттенки эмоций, показать интенсивность чувств( успех совместного творчества режиссёра и живого актёра тем выше, чем эффективнее преподносится динамика эмоциональных состояний). То есть, говорил Евгений Романович, -«куклы- это застывшая маска, а нужны больные глаза актёра, его артикуляция и живой голос, чтобы дойти до пределов чувств».
Для такого понимания нужна, прежде всего, мудрость как гармония характера, способность разумного и(считаем- очень это важно)- современного отношения к жизни. Поскольку мудрость – высшая ступень самосовершенствования, достигнуть её непросто. Готовых образцов мудрости не бывает. Наиболее существенный принцип мудрости – умение отличать главное от второстепенного, Вот об этом –то и говорил Е.Ткаченко, подтверждая эти высказывания конкретными своими действиями конструирования спектаклей.
Несколько слов о его жизненном и творческом пути более подробно: Краснодон- Луганск- Челябинск - Киев - Красноярск - Свердловск- Магнитогорск - Тернополь - Киргизия - Луганск.
Спектакли, которые он поставил: «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Панночка», «Голый король», «Шинель», „Бык, осёл и звезла», «Прощай, овраг», «Голубой щенок», «Милая Шура», «Лісова пісня», «Кроткая» и, наконец, последний спектакль «Оскар и Розовая Дама», официальная премьера которого состоялась в день смерти режиссёра.
Спектакль адресован, прежде всего, взрослым и подросткам. Сам режиссёр дал ему определение как «Письма Богу». (Оскар, десятилетний мальчишка, болен лейкемией и перенес неудачную операцию. Ни его родители, ни врачи не хотят говорить ему о его болезни. Только одна эксцентричная сиделка – Розовая Дама - общается с ним открыто и прямо. Она придумывает игру: каждый из 14 оставшихся дней его жизни считать за десять лет. Так он проживает, по сути, целую жизнь. Кроме этого, Розовая Дама предлагает мальчику писать письма Богу. Оба они даже не подозревают, какую роль сыграют в жизни друг друга за это время…На сцене – кровать, стол, шкаф с игрушками, среди которых – куклы. Они в нужные моменты сыграют роль товарищей Оскара по больнице: толстенький Попкорн и изящная девочка Пегги Блю, с которой он переживает главную в своей жизни любовь… Эту куклу Оскар во время бесед с ней помещает на высоту, либо держит в поднятых вверх руках, что ярко демонстрирует его возвышенное отношение к Пегги. Особое значение приобретает подарок сына Розовой Дамы Оскару – цветок-однодневка, который за день проживает целую жизнь. Пусть срок и короток, но жизнь полноценна и насыщенна. Глубокие истины в «Оскаре и Розовой Даме» раскрываются как-то очень легко, естественно).
Творческие достижения Луганского академического областного театра кукол при главном режиссёре Е.Р.Ткаченко неоспоримы – дипломы, награды, признания на всех фестивалях, в том числе с международным участием …
За годы служения Мельпомене им, главным режиссёром Луганского академического театра кукол, создано многое, причём – нешаблонно, с глубиной чувств и мастерством. Осознав острую необходимость изменений в трактовке и подходе к искусству как таковому в современных условиях существования общества, отталкивался он от того, что человек сегодня изменился как социальное существо. Его психологическое и нравственное обновление уже свершилось и на это нельзя не реагировать в театре, на сцене. А потому надо обращаться к преобразованному уже сознанию людей(и взрослых и детей) с позиции перестройки всего того, что есть в театре. Новая экономика и формирующаяся на её основе более разнообразная и демократическая культура должны стимулировать познавательные способности, индивидуальность и предприимчивость, способность обладать качествами человека. В этой связи роль театра кукол представляется совершенно исключительной. Воистину он есть ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО. А его композитором и был народный артист Украины Ткаченко Е.Р., безвременно ушедший из жизни.
|