Памяти заслуженного работника культуры Украины
Попкова Игоря Григорьевича
«Сказать в немногом многое - таков секрет истинного искусства». Это изречение К.Станиславского, которое наряду с сотнями других избранных мыслей и высказываний выдающихся мастеров сцены, писателей и драматургов о театре, об актёрском и режиссёрском искусстве собрал и оформил, в своё время, в виде книги Игорь Попков, заслуженный работник культуры Украины, старший преподаватель Луганского областного колледжа культуры и искусств.
То есть, этот человек обладал даром логического мышления, анализа, синтеза и мудрости, развившемся на благодатной почве сплава таланта и постоянной творческой работы над собой, в течение всей жизни.
Игорь Григорьевич Попков родился 21 июня 1939 года в г.Ростове-на-Дону в семье служащего. После окончания 10 классов Новосветловской средней школы Краснодонского района, обучался рабочей профессии в ТУ № 10 г.Ворошиловграда. И, вот что интересно, помимо активной жизненной позиции, которой он отличался и позже, на долгом творческом пути, именно там и проявились у Игоря Григорьевича артистические задатки. Он принимал активное участие в художественной самодеятельности района, затем - города Луганска, становится востребованным как чтец и ведущий областных праздничных мероприятий.
«Весной 1952 года я впервые пошёл в театр. К нам в район приехали артисты из Луганска. Привезли спектакль «Шельменко- денщик»... Детей на вечерние спектакли не пускали,... я спрятался в оркестровой яме и затаив дыхание, с нетерпением ждал начала. Вот потушили свет, включили музыку и началась комедия....Непосредственно и близко к душе я воспринимал увиденное. Надолго мне врезались в память отдельные сцены. До сих пор помню, каким я был торжественным и радостными, когда увидел этот первый в жизни спектакль! ... Помню выступления заслуженных артистов УССР Харьковецкого С .Я., Стороженко В.И., Лукьяненко Ф.С., Аренского Я.М., артистов Тарасова И.И., Левченко С.А. , Лопатниченко И.С...»..
В 1955 году на областном смотре сельской художественной самодеятельности И.Попков получает диплом 1 степени за отличное исполнение басен и сатирических песен, представляет советское самодеятельное искусство в составе советской делегации трудовых резервов в Венгрии. Не случайно, поэтому, после просмотра художественным советом театра, по окончании училища был приглашён на работу в Ворошиловградский областной украинский музыкально-драматический театр им. А.Н.Островского в качестве артиста. «Мечта сбылась! Я в театре! Радости нет предела. Да здравствует театр!», - вспоминал И.Попков.
Одним словом, талант, он и есть талант! Человека с незаурядными артистическими дарованиями видно сразу, что и послужило тому, что жизнь встала на новые «рельсы» - искусство и только искусство! С 26 апреля 1958 года - первый день работы в театре. Со слов И.Попкова: «Сердце моё трепетало от радости и страха, когда ходил по коридорам театра. С чего начинать свою жизнь в искусстве? Тысячи нерешённых вопросов и загадок!».
Началась театральная жизнь: в «Марусе Богуславке» - одна фраза, в «Тайфуне» по пьесе китайского драматурга Цао Юя(большая трудная роль Чжоу-Чуна) - успех у зрителей и профессионалов! Всему этому предшествовали репетиции - одна, две, десять, пятнадцать. Не спал ночами, повторял свои роли. Прислушивался к замечаниям старших товарищей, которые постоянно наполняли его чем-то живым и полезным.
Нужно сказать, что жизнь в театре забурлила с приходом в него талантливого режиссёра А.В.Бондаренко, который ставит один за одним спектакли, молодые актёры получают возможность много и плодотворно работать. Это были лучшие годы театральной юности Игоря Попкова. «Город на заре» - первый спектакль А.В.Бондаренко, это поэтический рассказ о героических делах молодых строителей Комсомольска- на -Амуре, в котором Игорь Попков играл Вениамина Альтмана, посланца солнечной Одессы, которому было так нелегко работать в глухой тайге. И это была вторая уже удача И.Попкова в театре, что и подтверждала надпись на программке спектакля, которую сделал А.В.Бондаренко: «Дорогой Игорёк! Сердечно поздравляю тебя с премьерой, хорошей работой над образом В.Альтмана. Желаю дальнейших успехов!».
Далее следуют роли Николая Доли в пьесе Н.Зарудного «Ночь и пламя», Филиппа в «Наймичка» И.Тобилевича, Лопуцковского в «Шельменко- Денщик» Г.Квитки – Основьяненко, Опанаса(«Циганка Аза» М.Старицкого) и другие. Вот комментарии прессы того времени: «Молодой артист Игорь Попков в роли Опанаса волнует проникновенным показом трагической судьбы этого несчастного человека...».
А это программка детского спектакля «Правда и кривда» сезона 1961- 1962 годов по пьесе М.Талалаевского(режиссёр - А.Кобяков, главный режиссёр театра - А.Бондаренко), где в роли доктора занят комсорг театра артист Игорь Попков(сыгравший, несмотря на молодость роль эту безукоризненно). Кстати, об этом спектакле, подготовленном молодыми актёрами в свободное от работы время писала всесоюзная газета Комсомольская правда»: «Люди в шинелях» сезона 1962 года: « Роль Андрея Головина очень ярко и естественно исполняет артист И.Попков». Одним словом, так начиналась артистическая карьера Игоря Попкова, заявившего о себе очень быстро как неординарном актёре, что послужило причиной дальнейшего роста и совершенствования.
В 1962 году, уже сформировавшимся артистом, он поступает учиться на заочное отделение актёрского факультета Московского государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского(ГИТИС), становится членом Национального театрального союза Украины. ГИТИС оканчивает в 1966 году по специальности «актёр драмы и кино». В этой связи приведём высказывание Л.Гилгуда из книги Игоря Попкова: «Первое, к чему, на мой взгляд, следует стремиться вам. молодому артисту - это к умению быть хорошим партнёром. Как в спортивной игре вы являетесь членом команды, так и на сцене вы обязаны изо всех сил обеспечить коллегам необходимую поддержку, равновесие и фон.... будьте серьёзны, преданы своему делу и дисциплинированы....Развивайте свою восприимчивость, старайтесь замечать за собой манерность и избавляться от неё, следите за точностью дикции, жеста и движения. И, главное помните, что ваш голос - основное орудие вашего мастерства». Полагаем, всё сказанное полностью относится к И.Попкову, достаточно известному, в своё время, в Луганске блестящему актёру, организатору и педагогу.
Полученные знания в таком престижном вузе, как ГИТИС, где, воистину¸ ковались кадры профессионалов, предоставили широкие возможности для плодотворной деятельности на ниве искусства. Недаром его книга, вышедшая в свет в 2007 году носит такое верное название, отражающее суть личности самого Игоря Григорьевича - «Театр - зеркало человеческой души».
Но, были многие годы труда, поиска, свершений, удач, активной общественной деятельности. К примеру, во время работы в Луганском областном украинском драматическом театре по совместительству, избирался секретарём первичной комсомольской организации, был членом партбюро, членом художественного совета, председателем профкома объединённого театра(русского и украинского). По совместительству с 1967 по 1973 годы преподавал в Ворошиловградском культурно- просветительном училище историю театра, режиссуру и мастерство актёра, руководил СТЭМом в машиностроительном институте, вёл детские передачи на областном телевидении. Всё это говорит само за себя: нужно обладать какой неуёмной энергией, широким кругозором в сфере эмоциональной вовлечённости в любимое дело, иметь, прямо скажем, достаточные для этого биологические ресурсы организма как такового! И, как видим, всё это и присуще было этому незаурядному человеку - Игорю Григорьевичу Попкову.
Но, даром ничего не даётся! «Это «по щучьему велению» не приходит. Я узнал на своей актёрской шкуре, что такое успех и что такое популярность! С каким потом это даётся! Сцена требует, кроме таланта от актёра всех его сил, большого труда - сознательного и серьёзного. Если кто-то думает, что достаточно обладать голосом, внешностью и известным огнём, чтобы пожинать лавры и легко зарабатывать, тот глубоко ошибается. Сцене нужно отдать всю душу, работать всю жизнь, не покладая рук, искать совершенства в своей работе...»- говорил Игорь Григорьевич.
У каждого из актёров в его творческой деятельности бывают те или иные этапные роли, сказывающиеся на становлении его на более высокой ступени артистической иерархии. Наряду с ролями Фёдора(«Чужой дом», Н.Зарудного), Гапочки («А нас, братцы, пять!» Ф.Вольного), Марка(«Мати- наймичка» по Т.Шевченко), Кости(«Платон Кречет» Корнийчука), роль Андрейки в спектакле «Люди в шинелях» Рачады стала знаковой для Игоря Попкова(год 1962). Как ни в одном другом спектакле чувствовал он себя на сцене очень просто, естественно, непосредственно. «В эту роль я был влюблён и играл всё время с любовью», - говорил И.Попков.
Нельзя не отметить и такие роли в исполнении Игоря Попкова, как Андрейка(«Синие росы», Н.Зарудного), Оверко(Фараони» А.Коломийца), С.Тюленин («Молодая гвардия» по А.Фадееву). Со слов И.Попкова : «На протяжении многих лет мечтал я сыграть роль Сергея Тюленина. И вот мечта сбылась. Я бесконечно рад, что мой Серёжка дошёл до зрителя, что его полюбили на сцене также, как на экране и по книге. Исполнение этой роли- это своего рода мой памятник погибшим молодогвардейцам».
А вот что пишсал в журнале «Український театр”(1971) известный луганский журналист Валентин Закурдаев: «Мабуть у коожного актора є своя зоряна година. Для Ігоря Попкова вона прийшла тоді, коли театр поставив героїко-романтичну драму за романом О.Фадєєва „Молода гвардія”. В ансамблі таких популярних акторів, як А.Ревека, Н.Чоп, Г.Некряч, М.Голубович, А.Кобяков, Г..Некряч та інші, помітним явищем стала робота молодого митця... Роль Сергія Тюленіна в виконанні І.Попкова – це натхнена сповідь про прекрасне в людині. ... Якось авторові цих рядків довелося бачити його протягом тижня у трьох різнопланових ролях- фотографа Моті(„Шумить Дніпро”Д.Суптеля), Олаві(„Юстина”Х.Вуйоліойкі) і Сергія Тюленіна. Перша роль комедійна, вимагає значного фізичного напруження, вміння співати і танцювати. Друга драматична, емоційно насичена. Сергія Тюленіна характеризувати не має потреби. Володіючи даром перевтілення, митець у жодній з цих ролей не втрачає особистості, у кожний образ вкладає своє ставлення до людей, частку душі”.
Так приходила зрелость, знания и опыт актёра требовали более широкого своего выхода, реализации себя в режиссуре. Сначала ассистент режиссёра в спектаклях «Про тих, хто любить», «Фортуна”, «Молода гвардія», а потом самостоятельная работа „Том - Велике серце” С.Шатрова.
Итак, с 1958 по 1973 годы сыграл Игорь Григорьевич в театре около 60 ролей, неоднократно являлся победителем республиканских конкурсов на лучшее исполнение ролей среди областных театров Украины. А с 1974 года с присущей ему энергичностью он приступил к работе в качестве директора областного Центра(тогда - Дома) народного творчества. Обладающий стремлением к новациям, активно участвовал в организации и проведении экспериментов по совершенствованию работы клубных учреждений и областных методических центров. В связи с чем неоднократно выступал на республиканских и Всесоюзных семинарах в городах Полтава, Киев, Хмельницкий, Донецк, в Молдавии, Белоруссии, России и Грузии. был инициатором проведения в области марш-парадов духовых оркестров, областных фестивалей «Червона калина», «Играй баян», «Созвездие дружбы» и других. Являлся главным режиссёром-постановщиком более 80- ти республиканских, областных и районных показательных концертов и мероприятий, творческих отчётов. В том числе и в подготовке творческих отчётов народных талантов Луганщины в Киеве.
За 26 лет работы директором областного народного творчества, с его участием было подготовлено около 100 самодеятельных коллективов к присвоению им высоких званий «Народный самодеятельный и образцовый коллектив». Потому отсюда совершенно справедливо в 1989 году Игорю Григорьевичу было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Украины», он неоднократно награждался грамотами, медалями «За доблестный труд»(1970), «Ветеран труда»(1985). А также нагрудными знаками «Отличник культурного шефства над Вооружёнными силами СССР»(1981), «За достижения в самодеятельном художественном творчестве» Министерства культуры СССР(1982), Почётной грамотой «За заслуги перед Луганщиной» областного совета народных депутатов, вошёл в историко-литературную энциклопедию Луганска «Отцы и правнуки Луганска»(2000).
Нужно сказать, что возможностями заниматься такой активной деятельностью дала жена – Людмила Владимировна, инженер-конструктор, с которой они встретились во время его гастролей в Красноярске в 1964 году. Переписывались пять лет, а 7 февраля 1969 года поженились. Сын Алексей закончил с отличием Луганскую академию внутренних дел, работал в Главном управлении МВД Украины в Луганской области.
Одним словом, на всех этих этапах жизненного пути, как видим, миссия разума, как устойчивая черта личности И.Попкова, определила его в табели о рангах людей выдающихся и крайне полезных для общества.
Работая с 2000-го года старшим преподавателем Луганского областного колледжа культуры и искусств, доцентом института культуры и искусств, он и здесь выделялся своей активностью в работе и в общественной жизни. В частности, явился инициатором и организатором проведения областных смотров-конкурсов детских и молодёжных театральных коллективов «Театральный Олимп», проводимых с 2003 года колледжем культуры и искусств. Всё это свидетельствует о том, что этот человек был подвержен одной большой страсти – творческой деятельности в искусстве и педагогике. А только великая страсть, как утверждал французский литератор Анри Пети, способна украшать другие страсти. Что и свойственно было Игорю Григорьевичу Попкову - человеку с высокой внутренней культурой.
Итак, - Игорь Григорьевич Попков - член Национального театрального союза Украины. В 1970 г. был награждён медалью «За доблестный труд».
В 1981 г. Был награждён нагрудным знаком «Отличник культурного шефства на д Вооружёнными силами СССР»
В 1985 г. был награждён медалью «Ветеран труда».
Был награждён нагрудными знаками «Отличник культурного шефства над Вооружёнными силами СССР» (1981), «За достижения в самодеятельном творчестве» (1982) Министерства культуры СССР, Почётной грамотой «За заслуги перед Луганщиной» областного совета депутатов. Заслуженный работник культуры Украины».
с 1989 года.
Имя И.Г.Попкова вошло в историко-литературную энциклопедию «Отцы и правнуки Луганска» (2000).
Умер в 2011 г.
Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины,
член Межрегионального союза писателей.
|