10 октября – день психического здоровья
С Е М Ь Я И С Е К С У А Л Ь Н О Е ЗДОРОВЬЕ
Кукурекин Ю.В., Пепенин В.Р., Пепенин С.В.
Л у г а н с к
Как известно, в современном обществе семья претерпевает изменения, которые не всегда позитивны. К числу же негативных тенденций относятся: падение рождаемости, ухудшение материально-бытовых условий, изменение состава семьи, уменьшение количества вступающих в брак, увеличение числа гражданских браков и частые разводы. Среди половины не распавшихся браков имеют место разного рода проблемы, конфликтные и кризисные ситуации. В последнее время возникла устойчивая тенденция в сторону доминирования материальных интересов в жизни многих членов семьи. По данным литературы, в прошедшем времени отмечался переход от «брака по расчёту» к «браку по любви». Сегодня же наметилась обратная позиция: «от брака по любви» к «браку по расчёту». Но и этого мало – нарушена ролевая структура семьи: на смену симметричности функций мужа и жены в семье, приходит ассиметрия их ролей, часто – в сторону жены.
Всё это может привести к нарушению интерперсональных взаимоотношений между супругами, что ведёт к конфликтам, психологическим напряжениям, в итоге - к невротизации, нарушениям сексуального здоровья и психосоматическим заболеваниям.
А семья, как известно – ячейка общества!
СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ – это не только отсутствие каких-либо болезненных изменений в организме, влекущих снижение сексуальной функции в целом или составляющих компонентов, которые взаимодействуя между собой, образуют сексуальность: анатомо-физиологический, социальный, психологический, социально- психологический и другие. Все те составляющие, которые в единении и обуславливают оптимальную сексуальную гармонизацию.
В этой связи, следует подчеркнуть роль семьи, от которой, во–многом, зависит состояние сексуального здоровья одного или обоих супругов вместе. Многие мужчины, имеющие проблемы с сексуальным здоровьем - нарушением сексуальной функции в различных её вариантах - эректильную дисфункцию, ускоренную эякуляцию, другие изменения(снижение или отсутствие либидо; сглаженность, болезненность или отсутствие оргазма), изыскивают самые разнообразные причины такого состояния, связанные со своим личным здоровьем. Как правило, они абсолютно не осведомлены в том, что социальное, психологическое, социально-психологическое обеспечение сексуального здоровья начинается на самых ранних этапах психосексуального развития, то есть, в семье. Оттого и своим детям также не прививают никаких познаний, заранее уготовив им вероятность нарушений сексуального здоровья во взрослом возрасте.
Надо помнить о том, что в формировании полоролевого самосознания большее значение имеют биологические факторы, а в формировании полоролевого поведения и сексуальной ориентации основную роль играют социальные факторы. В частности, такие как п о л о в о е в о с п и т а н и е и с е к с у а л ь н о е п р о с в е щ е н и е .
Сексуальное просвещение, начатое в семье, формирует первичные и вторичные установки личности по отношению к половой жизни и к сексуальному поведению, в целом, в о о б щ е. Только семья может определить понимание определённой личностью своего отношения к интимным отношениям и поведения её в каждой конкретной сексуальной ситуации. И связано это с усвоением системы знаний, морально- этических норм поведения и ценностей. которые определяет с самого начала именно
с е м ь я .
Это означает только одно - сексуальное просвещение, являясь неотъемлемой частью полового воспитания на ранних этапах формирования личности, начинается в семье. Но, для этого необходим минимум познаний в вопросах полового воспитания и определённый уровень культуры родителей. Причём, культуры и общей и сексуальной, которую, нынешние родители должны были получить в своём детском и подростковом возрастах, также от их родителей, которые ныне являются такими же «дремучими» в этих вопросах бабушками и дедушками. Похоже, что круг замкнулся: одни не воспитали в общей и сексуальной культуре своих детей, другие делают то же самое с их внуками. Более того, имеющая место практика воспитания детей у бабушек и дедушек лишь усугубляет ситуацию, являясь в корне порочной. И, не только в связи с указанным, но и тем, что индивидуально- психологические особенности воспитания старшего поколения контрастно разнятся от требования дня сегодняшнего. Отсюда следует, что с детьми в семье следует начинать не половое воспитание, не сексуальное просвещение, а первичную психопрофилактику нарушений сексуального здоровья !
На практике- же имеет место эпизодическая санитарно- просветительская работа в детско – подростковых коллективах, абсолютно не достигающая своей цели, хотя это и должно приветствоваться. То- есть, начинать надо с семьи и достижения в ней нормального психосексуального развития путём, как сказано, психопрофилактики нарушений сексуального здоровья.
Задачей этого направления( обозначим его как первое)- нормального психосексуального развития детей и подростков является научно обоснованное и целенаправленное половое воспитание детей с самого раннего возраста(путём, как отмечено психопрофилактики нарушений сексуального здоровья) – н а у ч е н и е м ! Научением, обучением у детей навыков гигиене пола, правильного сексуального поведения, и, прежде всего отношения к лицам противоположного пола с позиций морально- этических. Основная роль здесь принадлежит родителям, воспитателям, педагогам, которые сами должны быть теоретически к этому готовы. То есть, либо читать соответствующую методическую литературу, которая сейчас имеется в достаточном количестве, либо проходить специальную подготовку.
И вот здесь –то требуется вернуться к с е к с у а л ь н о м у п р о с в е щ е н и ю, так как необходимо оно, как видим: мало что знающим родителям, недостаточно подготовленным педагогам и, на определённом этапе полового развития – молодёжи. Это, таким образом, не что иное, как второе направление в воспитании и становлении молодого организма. Сексуальное просвещение людей взрослых возможно и с помощью специальной литературы, и телевизионных и радио- программ и лекционной работой компетентных специалистов в родительских коллективах. Сексуальное- же молодёжи, подготовка их к браку должна реализовываться, начиная со старших классов, училищ, техникумов и колледжей, полагаем, по специально разработанным программам и не должно ограничиваться одной – двумя лекциями. Подразумевается продуманный цикл лекций- занятий, в которых преподносятся и социально-психологические аспекты сексуальности и морально- этические вопросы и вопросы профилактики заболеваний, передающихся половым путём и многое другое( но, никак не техника секса!).
Реализация этих направлений – основа правильного психосексуального развития детей и подростков и будущего их нормального сексуального здоровья.
Литература:
-
Авраменко А.И. Проблемы становления сексуальности и их перспективные
исследовательские модели. Актуальные проблемы современной сексологии и
репродуктологии. К., 2003, с. 11- 12.
2. Бабюк И.А.,Чурилов А.В. Психосоматические соотношения при нарушении
сексуального здоровья. В сб. Сексология и андрология, вып. 5, К., 2000, с. 187- 191.
3. Кришталь В.В. Личность и нарушение сексуального здоровья. В сб. Социально-
психологические и медицинские аспекты брака и семьи. Харьков, 1987, с.14- 17.
4. Кришталь В.В., Андрух Г.П. Сексуальная гармония супружеской пары, Харьков,
1996.
5. Кришталь В.В. Системная диагностика нарушения здоровья семьи. Сексология и
андрология, вып. 5, К.,2000, с.177- 181.
-
Нешков Н.С., Кукурекин Ю.В. Сексуальное здоровье – что его определяет?
Актуальные вопросы современной сексологии и репродуктологии, К., 2003, с. 91-
92.
-
Кукурекин Ю.В., Климов В.П. Семья и сексуальное здоровье. Актуальные
проблемы современной сексологии и репродуктологии. К., 2003, с. 58- 59.
7. Лесін А.І., Пастух М.Б. До питання етики сімейного життя. В сб.: Сексология и
андрология, вып. 4, К., 1998, с. 202- 206.
7. Лесін А.І. Виховуючи, виховуємося самі. В сб.: Сексология и андрология, вып. 6, К,
2002, с. 65- 67.
|