Продолжаем публикацию материалов из цикла "НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО И ВСЕМУ ВОПРЕКИ. ЛУГАНЧАНЕ". Предлагаются размышления на тему "Ценность жизни" луганчанина, врача и писателя ВЛАДИМИРА УШКАЛА.
ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ
Существует мнение, что теория в этой жизни не играет никакой роли. Ну, да, - критерий истины – практика! А вот что говорит Джон Капуто (американский философ и богослов): «Человека, ожидающего твёрдых теоретических убеждений, можно уподобить тому, кто не увёртывается от летящего на него снаряда, а ждёт доказательств — действительно ли на него летит снаряд...». (Кстати, многие луганчане как в самом городе, так и за его пределами, в это тяжёлое время пережили ощущения летящих на них снарядов- не в теории, а на практике! Но, это- так, к слову!).
Да, но Жизнь – то - это ряд случайностей и неожиданностей, от которых теория, как понимаем из вышесказанного, не может застраховать. Если эта точка зрения верна(в чём и не сомневаемся), то возникает вопрос, как мы должны вести себя, когда нужно принять какое-то решение? Достаточно – ли для решения прошлого опыта и здравого смысла?
Полагаем, что каждый человек свободен принимать решения, опираясь на конкретную теорию. Но, в сознании человека может отсутствовать продуманная теория, прошлый опыт и здравый смысл в любой жизненной ситуации, сложившиеся на основе принятых решений, сформированной личности к жизни и его отношения к другим людям.
А, ведь люди оценивают окружающее, вещи по- разному. К примеру, натолкнувшись на камень, похожий на алмаз, каждый отреагирует по-своему. Один, глядя на него скажет, что это не алмаз, а страз(Стразы , от нем. Strass, по имени изобретателя, стекловара и ювелира конца XVIII века Г. Штрасса — имитации драгоценных камней, изготовленные из свинцового стекла с высоким показателем преломления и дисперсии).
Специалист, может распознать в нём настоящий алмаз, стоящий немалой ценности. Инженер - механик скажет: «Ценность этого камня в том, что с его помощью можно разрезать очень твёрдые материалы». Бизнесмен посмотрит на него с точки зрения извлечения прибыли и скажет: «Если какие-то люди относятся к алмазу как к ценности, то я мог бы и заработать». А жулик, глянув, подумает: «Как бы украсть и продать?».
Таким образом, ключевой вопрос, возникающий в нашей повседневной жизни при общении с людьми, таков: «Какова ценность человеческого существа?».
Согласно установкам «жёсткого» материализма, человек - это не что иное, как физическая масса, не имеющая ценности(?). При этом утверждается, что отдельные человеческие расы достигли более высокого уровня в эволюционной борьбе. Кто выжил, имеют право на существование. То есть, человек — не что иное, как механизм, используемый генами для воспроизводства себя.
Натуралисты говорят, что природу нужно уважать. Ибо природа обладает подлинной ценностью, а мы - часть этой великой системы. Да, это хорошо. Природа является ценностью, что не все понимают! Согласно концепции Питера Сингера(Сингер, Питер — австралийский философ) , - человек конечно является ценностью, но он - лишь одно из многочисленных животных. Так и пишет: «Жизнь новорожденного младенца обладает меньшей ценностью, чем жизнь свиньи, собаки,….». И он предлагает, чтобы право ребёнка на жизнь признавалось только через 28 дней после рождения, пока не будет выяснено, является ли младенец полноценным. А если выявятся какие-то врожденные дефекты, то он должен умерщвлён(Во! Мы в ни в коей мере не поддерживаем этот тезис!).
Разумеется, месячный младенец не обладает силой льва. Напрашивается вопрос: «С помощью каких критериев определяют ценность льва и человеческого существа?». Вопрос, конечно, риторический! Полагаем!
Очевидно, без человеческой жизни нет человеческих ценностей. Жизнь считается всеми людьми самой большой ценностью. А создание новой жизни связано с половым воспроизводством. В Библии подчеркивается, что половые отношения — это не просто физический процесс. Он предполагает установление особых близких отношений между двумя людьми: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт.2:24).
К этому тексту надо отнестись очень внимательно. В нём говорится, что человек должен оставить своих родителей. Это не значит, что он должен покинуть родителей в полном смысле слова. Здесь имеется ввиду, что он должен отказаться от прежних социальных отношений и вступить в другие отношения, которые будут главными в его жизни. Мужчина должен соединиться со своей женой. Они будут одной плотью, это не означает, что они будут едины только тогда, когда совершается половой контакт - это социальная единица.
Обратим внимание на то, какие слова используются, чтобы объяснить отношение: « … и прилепится к жене своей». Такие отношения были задуманы как постоянные. Сейчас это называется браком.
В половой жизни присутствуют два аспекта. Первый — удовольствие, радость и наслаждение друг другом. Хорошо сказано в книге Песни Песней(Книга Песни Песней Соломона — 30-я часть Танаха, 4-я книга Ктувим, каноническая книга Ветхого Завета, приписываемая царю Соломону. В настоящее время обычно толкуется как сборник свадебных песен без единого сюжета (возможно, воспроизводящий структуру свадебных обрядов), но может интерпретироваться как история любви царя Соломона и девушки Суламиты, либо как противопоставление чистой любви Суламиты к пастуху и участи его женщин).
Второй аспект — это рождение новых людей, что подвластно только Создателю. Модель брака — это идеал, который не может сохранён и не может принести радость человеку, если он не склонен к высокой самодисциплине. Мужья должны любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
Но, когда вступая в брак, люди ищут в нём только удовольствий и пренебрегают своей моральной ответственностью, их союз оказывается неудачным. Неверность одного из партнёров в браке наносит чрезвычайный ущерб самым глубинным основам личности обоих супругов. Некоторые женщины также действуют вопреки этическим нормам в своей сексуальной разблокированности….Поскольку учёные разработали антибактериальные препараты, разнообразные методы контрацепции, больше не существует ограничений в сексуальном самовыражении. Половая жизнь, говорят они, - это естественная функция организма, подобная принятию пищи. Удовлетворяя свой аппетит, чувствуя голод, так должны удовлетворять и половые потребности, когда мы их ощущаем. Насколько это верно? А может это плохо отразиться на психике? И не только?
Библия на этот счёт высказывается однозначно: «Юношеских похотей убегай...» (2:2 2 2Тим).
Коммерциализация секса в последнее время приняла очень жёсткие формы. Некоторые государства создают программы полового воспитания в школах. Суть одной из программ состоит в том, чтобы внушать подросткам мысль: нет ничего аномального в девственности как для девушки, так и юноши, а подростки, ведущие половую жизнь, подвержены опасному риску, связанному со здоровьем. Ранняя половая жизнь может нанести ущерб репродуктивным органам. Возможно получить заболевание мочеполовой системы, приводящее к бесплодию. Ранняя половая жизнь и частая смена партнёров увеличивают вероятность заболевания раком шейки матки. Подростки, ведущие активную половую жизнь, подвержены риску попасть в наркотическую зависимость, они чаще совершают попытки самоубийства, увеличивается риск беременности, что заканчивается абортом и травмами органов. И так далее…
Отсюда следует: ценность человеческой жизни - человеческая жизнь - это невосполнимый ресурс и имеет действительно огромную потенциальную ценность. Но ценность ресурса сама по себе еще ничего не значит. А тот самый алмаз, о котором уже говорилось - ценный, дорогой камень, но сам по себе он не сильно привлекателен: это просто кусочек скалы, прекрасный, но пока бессмысленный. Это позже, когда алмаз будет огранен руками мастера, он засияет, играя и переливаясь своими сверкающими гранями, отражая солнечные лучи юного дня и будет приковывать своей красотой взоры и дарить радость.
Так же и жизнь человека: если он, внимательный мастер, добротно и красиво возводит свою жизнь, заботясь о том, чтобы и рядом с ним возводили такие же сильные жизни - его жизнь становится шедевром, его главным и великим творением. Если же человек вкривь и вкось складывает кирпичи абы как, использует все, что попало под руку, не заботится о крепком фундаменте и надежных стенах, с одной стороны строит, с другой рушит, да еще и другим мешает строить - его жизнь оказывается не более, чем грудой кирпичей сваленных вместе.
И в первом случае на месте прожитой жизни оказался сияющий Храм, а во втором случае - грязная свалка. Если жизнь проведена впустую, в никуда, в пьянки и пустой треп о красивых вещах - ценность такой жизни в результате оказывается низкой, хотя ресурс сам по себе был очень дорог. Если жизнь прожита красиво, сильно, в заботе как минимум о себе и своих близких, или о многих людях за свой счет - ценность такой жизни будет высокой. Ограненный Алмаз засиял великолепными гранями.
Ценность своей жизни человек делает сам: от его выбора зависит, в какую сторону он жить хочет и будет. И только его выбор будет, куда отдать невосполнимый, а потому невероятно ценный ресурс: похоронить его под грудой кирпичей или вложить в великолепный Храм.
Владимир Ушкал, врач, писатель, Луганчанин
|