pravlitlug.ru
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35).
2 февраля 2015 года
НАГРАДА ЛУГАНЧАНИНУ, ПРОФЕССОРУ ЧУПРИКОВУ А.П.
Автор Юрий Кукурекин
«Награда нашла своего героя»
В декабре в «Научном центре неврологии РАМН» прошла очередная международная конференция «Фундаментальные проблемы нейронаук (функциональная асимметрия, нейропластичность, нейродегенерация)».
Неизменным участником и докладчиком на таких конференциях является киевский профессор Анатолий Павлович Чуприков. В свое время он был зачинателем междисциплинарных конференций такого рода, а его первая публикация по функциональной асимметрии мозга относится …к 1970г.! Неожиданным и приметным сюрпризом для него явилось награждение его медалью Поля Брока, первого асимметролога, первого ученого, связавшего левое полушарие с патологией речи. Вот так выгладит диплом к награде (см. фото). Анатолий Павлович первый, кто удостоился этой общественной награды. По этому поводу он сказал: «Парадокс в том, что я не невролог, считаю себя одним из психиатров, а для психиатров до сих пор мозг человека эквипотенциален, но получив такую награду я могу спокойно говорить, что я нейропсихиатр, т.е. специалист, устанавливающий связи между этими клиническими дисциплинами. Впереди еще много работы».
Поиск связей между проявлениями психических расстройств и латеральной уязвимостью мозга постоянная забота ученого. Но он исследует это ради помощи больным разного возраста. В его терапевтической палитре не только общепризнанные психотропные препараты, но и психотерапия, и физиотерапевтические приемы (в том числе ФИЛАТ и микрополяризация мозга), и кинезитерапия, и анималотерапия (дельфино-, иппо-, канистерапия), и др. Он сторонник учета психобиологической индивидуальности больного человека, т.е. он сторонник персонифицированной медицины, которую, к сожалению, сегодня теснят обезличенные стандарты лечения.
$IMAGE3$
В 1981 г. он возглавил кафедру психиатрии и медицинской психологии Луганского медицинского института. Я был в этот год в интернатуре при кафедре и хорошо помню то время, когда наша настороженность к новому заведующему быстро сменилась осознанием обновления как клинико-диагностической, лечебной, так и научной работы. Анатолий Павлович как опытный режиссер столь интересно строил коллективную творческую работу врачей на областных клинических конференциях, что 3—4-часовые обсуждения протекали увлекательно и незаметно. Почти ежегодно в г. Луганске проводились крупные научные конференции; часто группы Луганских психиатров выезжали с докладами на конференции в Киев, Москву, Суздаль, Донецк, Ростов-на-Дону и другие центры.
С 1992 г. профессор А.П. Чуприков приглашен Минздравом Украины в Киев руководить недавно созданным Киевским НИИ общей и судебной психиатрии (позже Украинский НИИ социальной и судебной психиатрии). Этот период его жизни совпал с экономическим кризисом в стране, уменьшением финансирования медицинской науки, прекращением строительства клиники института. Тем не менее под его руководством бывший филиал ВНИИ общей и судебной психи-атрии им. В.П. Сербского превратился в солидный, авторитетный институт, известный как в Украине, так и за ее пределами. Сотрудники института проводят сложные судебно-психиатрические экспертизы, разрабатывают вопросы социальной, экологической психиатрии, создают новые методы лечения в психиатрии и наркологии.
Сейчас Анатолий Павлович трудится профессором кафедры детской и судебной психиатрии, он эксперт ВАК Украины, так же бодр, энергичен, его тяга к новому в науке все так же остра, как и раньше. Появляются его новые статьи и книги, По-прежнему активен в защите интересов больных и врачей-психиатров. Часто выступает в прессе и других органах информации с рассказами о насущных проблемах охраны психического здоровья в стране. Как всегда добр и милосерден к оппонентам и готов со вниманием отнестись к их точке зрения.
Профессор А.П. Чуприков автор более 400 публикаций, среди которых 15 монографий и целый ряд научно-популярных книг. Он подготовил 30 кандидатов и докторов наук. Профессор А.П. Чуприков признанный создатель научной школы латеральной нейропсихиатрии. К достижениям школы могут быть отнесены изобретения, патенты, публикации и монографии по латеральной физиотерапии как вспомогательному методу лечения психических расстройств.
В 2010 году вышла из печати книга «Латеральность населения СССР в конце 70-х и начале 80-х годов(к истории латеральной нейропсихологии и нейропсихиатрии)», редакторы- составители А.П.Чуприков и В.Д.Мишиев(доктор медицинских наук, профессор Мишиев В.Д., заведующий кафедрой психиатрии Национальной медицинской академии последипломного образования им. Шупика, главный врач Киевской горолской больницы им. Павлова, главный психиатр гор. Киева- тоже луганчанин!. )Это хрестоматийное собрание ранних публикаций по латералистике, науке о взаимосвязи правого и левого в человеке, в его мозге, его телесных признаках. В ней приведен фактический срез латеральных характеристик населения СССР(Россия, Украина, Армения), который может послужить основой для исследования современной динамики латерального фенотипа населения. К примеру, всего лишь за последние 30 лет существенно возросла частота леворукости в этих странах.
Авторы книги указывают на то, что внимание к аномалиям(отклонениям) латеральной конституции обусловлено тем, что они являются маркерами массового ухудшения соматопсихического здоровья, прежде всего детей и подростков. Но и могут указывать на удивительную талантливость отдельных её носителей. Рукость, как сильный и легко диагностируемый латеральный признак, уже много веков выделяет левшей из общей массы. В Интернете можно найти англо- и русскоязычные списки выдающихся государственных деятелей, художников, артистов, писателей, учёных, спортсменов- левшей. Что их выделяет, какие особые механизмы присущи их мозговой деятельности- эти вопросы требуют ответов.
Последнее десятилетие круг интересов Чуприкова А.П. охватывает, прежде всего, детская психиатрия. Он обучает врачей – детских психиатров, он же ведёт амбулаторный прием больных детей, консультирует детей, находящихся в стационаре. При первом знакомстве с больным ребенком и его семьей он составляет план лечения, в котором могут быть использованы психофармакопрепараты, биологически активные вещества, общеукрепляющие препараты, физиопроцедуры, психотерапия, коррекционная педагогика, анималотерапия.
Материал подготовил кандидат медицинских наук Кукурекин Ю.В.
|