Десятки тысяч наших соотечественников, посещая Египет как туристы или как паломники, как правило, строят свои планы пребывания в этой стране таким образом, чтобы обязательно подняться на вершину горы Моисея или как по другому её называют «Джабаль Муса» (араб. «гора Моисея»)
Причем, не взирая на трудности подъема в ночное время суток, на этот подвиг отваживаются даже не воцерковленные люди, целью которых, помимо красивых фото с вершины Моисея, является духовное очищение, щедро обещанное буклетами, регламентирующими отдыхгостей Синайского полуострова наравне с предложениями прокатиться на квадроциклах и пройти ускоренный дайвинг-курс.
На комфортабельных автобусах, после полуночи, пилигримов подвозят к монастырю святой Екатерины, расположенному на высоте 1570 метров выше уровня моря. Всем выдаются фонарики, после чего духовные «альпинисты» начинают свой подъем. Восхождение расчитано приблизительно на два — три часа, причем за паломником остается право выбора: пойдет он пешком или же воспользуется услугой местных бедуинов, предлагающим «взойти» на гору Моисея, восседая на «корабле пустыни». Основная часть маршрута (кстати, специально проложенного египетским правительством для паломников в XIX в.) - это пологий подъем с высоты 1570 м, и верблюд может помочь преодолеть только две трети пути. Далее все же придется преодолевать 850 крутых ступеней самостоятельно.
Поднявшись на вершину, а это 2285 метров над уровнем моря (!), каждый паломник уже вознагражден, в первую очередь, осознанием покорения такого сложного маршрута. Н а некоторое время, пока солнечный диск ещё не появился на небосводе, оставим наших уставших паломников для того, чтобы совершить некоторый экскурс в историю загадочной библейской горы Синай.
В поисках библейского Синая
Внимательный читатель наверное обратил внимание, что на протяжении вступления мы использовали разные наименования вершины Моисея (Джабаль Муса, гора Моисея), избегая топонима «Синай», которым в Священном Писании называется гора Богооткровения, на которой пророк Моисей получил Скрижали Завета.
Несмотря на то, что туристическая индустрия особо выделяет Джабаль Муса как библейскую гору Синай, этот пик был отождествлен с библейской горой Синай только в IV в. по Р.Х. А название вершины, как оказалось, связано не с именем пророка Моисея, а с одноименным насельником монастыря святой Екатерины, которому монастырское предание приписывает создание вышеупомянутого знаменитого подъема-лестницы на вершину.
Поиски подлинной вершины Синай давно занимали умы многих исследователей Ближнего Востока. В частности, Синайский полуостров рассматривался как самое вероятное место нахождения библейской вершины.
Пик максимального увлечения поисками горы Синай пришелся на XIX в.
Маршрут Исхода
Библейский текст книги Исход достаточно подробно передает маршрут передвижения израильских племен после выхода из Египта, с указанием времени в пути, упоминанием топонимов, сведениями о наличии воды и пищи и других немаловажных деталей трудного путешествия. Большое количество исследователей на разных этапах пытались реконструировать путь Богоизбранного народа к Земле Обетованной и вместе с тем обнаружить легендарную вершину Синай-Хорив, на которой пророк Моисей получил от Всевышнего Декалог.
Из всех предполагаемых маршрутов передвижения израильских племен к Ханаану, традиционно выделяют три основных.
Северный путь
Согласно этому предположению, еврейские племена, покинув Питом и Рамсес, повернули на северо-восток в сторону Средиземноморского побережья. Море, которое израильтяне чудесным образом перешли «по суху» - это одна из лагун в северной части Суэцкого канала или к востоку от него: вокруг этих лагун растет тростник и дуют сильные ветры. Существуют гипотезы, по которым именно сильный порыв ветра был причиной обнажения дна моря, по которому евреи и перешли на противоположный берег (Исх. 14:21). Затем израильтяне повернули на юго-восток, направляясь к Кадес-Варни, в районе современной Кусеймы. Согласно этой реконструкции, гора Синай должна находиться между вышеупомянутыми лагунами и Кадес-Варни. Исследователи, придерживающиеся гипотезы «северного пути», отождествляют гору Синай с Джабаль аль-Халал к западу от Кадес-Варни.
Центральный путь
Альтернативная гипотеза «Центрального пути» предполагает движение израильтян от Гесем в Нижнем Египте на юго-восток. Так, согласно этому маршруту, Тростниковое море — это Горькие озера между Суэцким заливом на юге и дельтой Нила на севере. После пересечения Тросникового моря, еврейские племена повернули на юг, к восточному побережью Суэцкого залива, а затем направились на северо-восток к Кадес-Варни. Согласно этому маршруту гора Синай должна быть отождествлена либо с Джабаль-Синн-Бишр (50 км юго-восточней от современного города Суэц), либо с Джабаль-Яллак , которая располагается юго-западней от Бирал-Хасана. Некоторые исследователи предполагают, что от северного побережья Суэцкого залива израильтяне двигались на восток к Эцион-Геверу, и, следовательно, тогда гору Синай следует искать в Мидианских горах к востоку от Эйлатского залива или в районе горного хребта Сеир к востоку от долины Арава. В таком случае сам Кадес-Варни может находится на границе с древним Эдомом (Идумеей).
Южный путь
Согласно этой гипотезе, Тростниковое море отождествляется с Суэцким заливом, где разница уровня воды между приливом и отливом может достигать двух метров (примечательно то, что тростник здесь вообще не растет). После пересечения этого водоема израильские племена направились на юг вдоль восточного побережья Суэцкого залива. Именно эта теория соответствует предположению, получившему известность только в IV в., и согласно которой вершина Джабаль Муса является библейским Синаем. Отсюда, повернув на север, израильтяне могли выйти к Кадес-Варни (неисключено, что через Эцион-Гевер).
Но как ни странно, чем больше исследователей отправлялись на Синайский полуостров для изучения окрестностей Джабаль Муса и самой вершины, тем больше появлялось вопросов и сомнений вокруг подлинности предполагаемого Синая.
Альтернативные вершины
Одним из первых ученых, решившихся на самостоятельное восхождение к вершине Моисея, был швейцарский востоковед Иоганн Людвиг Буркхард. 15 апреля 1816 года с необходимым снаряжением он выехал верхом на верблюде из города Суэц и направлся на юг вдоль западного побережья Синайского полуострова. Научный мир был потрясен, когда вышли в свет опубликованные путевые заметки швейцарского путешественника. Дело в том, что Бурхард впервые заявил, мало того, предоставив очень аргументированные доводы (обнаруженные остатки святилищ и надписи сделанные паломниками в разные времена) в пользу того, что настоящая гора Синай — это не Джабель Муса, а Джабаль Сербаль (2070 м), находящаяся рядом.
Следущим европейским исследователем, поднявшимся на Джабаль Муса, был французкий граф Леон де Лаборде , который дважды посетил Синайский полуостров в 1826 и в 1828 годах. Результатом его научных экспедиций были подробные карты Синайского полуострова, многочисленные записи и зарисовки, которыми впоследствии широко пользовался научный мир.
В ооружившись картами, составленными французким ученым Л. Де Лаборде и путевыми записями швейцарского востоковеда И. Бурхарда, американские исследователи Эдвард Робинсон и Элайя Смит возглавили следующую довольно крупную экспедицию на Синайский полуостров. Изучая быт, традиции и предания бедуинских племен, проживавших в окрестностях монастыря святой Екатерины, американские ученые обнаружили, что многие библейские топонимы ничего не говорят местным жителям. Отождествление Джабаль Муса с библейским Синаем, как выяснили американские исследователи, принадлежит насельникам монастыря святой Екатерины.
Не был безразличен к установлению местонахождения вершины Богооткровения и известный египтолог, основатель научной археологии Карл Ричард Лепсиус. Будучи знакомым с различными гипотезами, ученый, прибыв к подножию горы Джабаль Муса и тщательно изучив окрестности, заключил: « Удаленность этого района, большое растояние от оживленных дорог и местонахождение на высоком горном хребте делает это место необыкновенно привлекательным для отдельных богомольцев, но по той же причине оно непригодно для многочисленного народа ».
По его мнению, альтернативой вершинам Джабаль Муса и Сербаль вполне могла быть величественная гора Умм-Шумар .
В 1868 году на Синайский полуостров была отправлена научная экспедиция под патронатом Британского правительства и Фонд а изучения Палестины. Экспедицию возглавляли капитаны Королевских инженерных войск Чарльз Уилсон и Генри Спенсер Палмер . Результатом довольно продолжительных исследований (группа находилась на Синае с 11 ноября 1868 года по 24 апреля 1869 года) было принято официальное заключение: «... мы вынуждены отвергнуть пик Мусы как гору Десяти Заповедей ».
З а чудесными событиями, происходившими на Синае, наблюдали, согласно библейскому тексту, тысячи израильтян, а окрестности Джабаль Мусы вряд ли могли поместить такое количество зрителей. Вершиной Богоявления в таком случае мог бы выступать не южный пик горного массива (Джабаль Муса), а северный — Рас-эс-Сафсафе, у подножия которого находилась довольно просторная долина Эр-Раха. По мнению ученых, здесь вполне могли расположиться лагерем израильские племена.
В 1873 году Синайский полуостров посетил известный географ и лингвист Чарльз Беке. У ченый довольно подробно изучил южную часть Синайского полуострова и пришел к выводу, что маршрут «Южного пути», на котором находится Джабаль Муса — предполагаемый Синай, вообще в те времена был невозможен (!). Именно Ч. Беке принадлежит открытие, которое он сделал в результате своих исследований, согласно которому пик Моисея (Джабаль Муса) назван не в честь библейского пророка Моисея, а в честь одного из насельников монастыря святой Екатерины — монаха Моисея, а непосредственное отождествление Джабаль Муса с библейской горой Синай произошло по мнению ученого приблизительно в 550 году.
В конце XIX века, с целью исследования дорог и водных ресурсов Синайского полуострова, сюда прибыл капитан Королевских инженерных войск А. И. Хейнес . Именно ему принадлежит гипотеза, по которой израильские племена не уходили на юг Синайского полуострова и вообще не поднимались в горы. По мнению капитана Хейнеса, евреи направились в Ханаан, используя маршрут, располагавшийся южнее, паралелльно «Прибрежному пути» или «Северному пути». Фактически, это «Центральный путь». По предположению британского офицера, в таком случае библейским Синаем могла быть вершина Джабаль Яллек . Причем с версией капитана Хейнеса были согласны и немецкие исследователи Синая во главе с Гуте, который позволил даже некоторое уточнение: библейский Синай — это не Джабаль Яллек, как предполагал британский капитан, а Джабаль Магара — вершина, расположенная севернее от Джабаль Яллек.
Но взглянув на карту Синайского полуострова, на которой обозначены предполагаемые маршруты библейского перехода через полуостров, понимаешь, что наносил эти пунктиры человек, не имевший понятия о значении воды для кочевников. В сложных климатических условиях Синайской пустыни необходимо хотя бы 20 литров воды в сутки на одного человека. Получается, на семидневный, недельный переход до Красного моря каждый израильтянин должен был иметь с собой 140 литров воды, а впереди еще 14 дней — две недели по Синайской пустыни. Итого 420 литров, а это две 200-литровые бочки на взрослого человека, а участниками Исхода были еще женщины и дети.....
С началом ХХ века Синайский полуостров превратился в арену военных действий между господствовавшими в этом регионе армий Британского Королевства и Османской империи с немецкими союзниками.
Для нас будут очень интересны воспоминания британского генерала А. П. Уайвелла, который приводит данные английской разведки. Противник (немецкие союзники Турции) мог найти в райне центральной равнины Синайского полуострова водных запасы, способные обеспечить только 5 тыс. человек и 2,5 тыс. верблюдов.
Немецкое командование понимало, что через гранитные горы на юге Синайского полуострова невозможно провести маршевые колонны и большое количество людей и животных, и поэтому было отдано предпочтение центральной равнине. А что говорить о тех далеких временах, когда пророк Моисей вел за собой не подготовленных выносливых воинов экипированных для такого сложного марша со спецснаряжением, сопровождаемые достаточным количеством продовольствия и воды, а стариков, женщин и детей, которые никак не могли быть готовы к такой экспедиции.
Есть ещё один нюанс, которым нельзя пренебрегать.
В январе 2009 г. автор данного исследования был в составе экспедиции, посвященной 145-летию со дня смерти известного шотландского художника Дэвида Робертса (1796-1864). Стартовав из древних Фив на Ниле (Египет), мы прошли полностью весь маршрут через Синайский полуостров, Акабу и Петру (Иордания) в Иерусалим (Израиль) - фактически маршрут Исхода («Южный путь»), который живописец проделал в 1838-39 гг., делая зарисовки. Во время нашего восхождения к вершинам святой Екатерины и Моисея на Синае, мы обратили внимание на перепад температуры. Внизу, на побережье, температура воздуха днем была + 15-20 ° , а на вершине она сост а вляла -10 ° (!). Мало того, наверху Джабаль Муса лежал снег (!).
На этот факт и климатические особенности обратили внимание во время своей исследовательской экспедиции упоминаемые выше британцы Чарльз У. Уилсон и Спенсер Палмер ещё в середине XIX века. Вот их путевые записи: « Самые высокие пики, такие как Муса и Сербаль, остаются под снегом на протяжении всех зимних месяцев. Израильтяне — никогда не видевшие снега в Египте — должны были провести в этих местах почти год. Тем не менее в Библии нет упоминаний о снеге, ни о холодной погоде ».
Учитывая приведенные выше мнения ученых, посвятившие изучению горного массива южного Синая целые экспедиционные исследования, остается признать, что израильтяне никак не могли оказаться именно в этой части Синайского полуострова, а следовательно гора Богооткровения находится в другом месте, на другом маршруте Исхода, но никак не на «Южном» и не на «Центральном». При этом на «Северном маршруте» за исключением вышеупомянутой Джабаль аль-Халал, просто нет вершин, которые могли бы претендовать на гору Богооткровения.