Ещё не взрослый, но уже не ребенок. Казалось, такой непродолжительный возрастной период, но насколько значимый в жизни каждого из нас. Ведь мы- то растём...Да- да, растём, но вот какой диссонанс происходит при этом в рганизме: мышцы не успевают за ростом костей, отчего вид у нас возникает не совсем- то и приличный. Лицо угловатое,походка какая- то неровная, да ещё эти прыщи... Тьфу! Хочется быть мужественным и красивым, значимым для окружающих, особенно – для подростков противоположного пола, тем более «прорезалось» и оно - половое желание. А всё совсем не так. Иной раз глянешь на себя в зеркало- чем не гадкий утёнок!? Так и начинается половое созревание, которое, к тому же, формируется в результате самооценки извечный вопрос: «Кто же я среди всех вас?» Этот период жизни может протекать у подростков в двух вариантах. Первый – гармоничное развитие и становление личности, когда определены цели в жизни, к которым и стремятся такие дети. Добиваясь их, могут последствии, оглянувшись назад, отметить с удовлетворением: «Это то, о чём я мечтал ещё подростком...». У других же подростков этот период, можно сказать, критический, протекает дисгармонично. Дети обособлены, их часто не принимают в свой круг сверстники, в семье проблемы(скажем, алкоголизация одного из родителей, ссоры и конфликты, когда подростки внимания к себе не имеют и так далее). Вот это и есть благодатная почва для...протестов! Которые могут проявляться по-разному- начиная от внутренних до выраженных внешних проявлений. Которые не всегда безобидны и, в итоге, могут приводить подростков ...на скамью подсудимых. Как показывает жизнь, несовершеннолетний преступник- актуальная проблема. Что и подтверждает деятельность Селезнёвской колонии для несовершеннолетних в Перевальском районе нашей области. Дело в том, что малолетний преступник формируется в преступника взрослого, с его уже более агрессивными формами правонарушений. Известно, что половина взрослых преступников- рецидивистов свой первый проступок совершили в период несовершеннолетия. Так, кто же он-несовершеннолетний преступник? Оказывается, у половины несовершеннолетних преступников отмечаются личностные изменения, достигающие во–многих случаях уровня психических нарушений, которые приводят к девиантному(отклоняющемуся) поведению. Наиболее распространёнными аномалиями у таких, можно сказать, криминальных или в группе риска подростков являются алкоголизм, никотиновая зависимость, а также изменения со стороны нервно-психической сферы - психопатии, олигофрении, остаточные явления черепно-мозговых травм, органические заболевания головного мозга. И, конечно, лица задержанного психического развития, а также педагогически запущенные(к сожалению, это достаточно весомая группа подростков в общей когорте несовершеннолетних). Особая категория совершающих преступления (с психическими аномалиями или без них) -лица с изменениями личности из-за социально- психологических деформаций, то есть, образующихся в виде преступника из- за внешних побудительных условий, семейного и бытового окружения(улица) и другое. В целом же, чёткое разграничение сферы компетенции психиатрии и криминологии имеет большие трудности. Проблема «кто есть кто» изучается давно. Ещё в 1876 году получила большую известность книга Ломброзо «Преступный человек», где говорилось о врождённой предрасположенности человека к преступлению. В бывшей СССР профессор Краснушкин Е.К. создавал кабинеты по изучению личности преступника. Был определён психо-патологический индекс (показатель распространённости психических заболеваний среди преступников – 68,1%), что и сегодня имеет такое же выражение. Но, факт остаётся фактом- значительная часть преступников рецидивистов – психически здоровые лица! Большое внимание Краснушкин Е.К. уделял пубертатному(подростковому) возрасту и особенностям формирования психической деятельности в этот критический период в жизни каждого ребёнка(подчеркнём это категорически!). Потом в нашем обществе изучение личностных свойств преступника оказалось под запретом и проведение клинико-криминологических исследований прекратилось на несколько десятилетий. Во второй половине ХХ века бурное развитие детской и подростковой психиатрии акцентуировало внимание на пубертатном кризе. То есть, физиологически возникающие изменения во всех сферах организма в подростковом возрасте(на фоне бурного развития органов и систем, в частности, половой), могут вызывать и отклоняющееся поведение и акцентуации характеров и специфические психологические эмоциональные реакции у подростков. И вот что интересно: на первом месте среди правонарушителей многие исследователи отмечают нецеленаправленную криминальность у личностей неустойчивого типа, инфантильных в плане психической зрелости(до 17% среди такого рода малолетних преступников). Это дети безвольные и внушаемые, что весьма предрасполагает к криминальности. Повышенная внушаемость и импульсивность с одной стороны, с другой – полюс незрелости высших форм волевой деятельности, неспособность к выработке устойчивого социально приемлемого жизненного стереотипа и , как следствие этого, - неорганизованность, отсутствие стремления к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, отсутствие мотивов к выработке собственных запретов, подверженность отрицательным внешним влияниям. Поэтому, так важна социальная адаптация, приспособление неустойчивых личностей в окружающей среде, что в большей зависит от влияния самой среды, чем от них, неустойчивых подростков. Как сказано, психическая неустойчивость – главная причина дезадаптации, отклонения от нормативного поведения. А основные нарушения поведения, обратим на это ещё раз внимание, - связаны с эмоционально- волевой, а применительно к социальной характеристике – моральной незрелостью; отсутствием чувства долга, ответственности, неспособность тормозить свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины, и наоборот, повышенной внушаемостью к неправильным формам поведения окружающих. . Как же определяется инфантильность психической деятельности у подростков? Прежде всего - по эмоциональному облику . Они отличаются весёлым беззаботным фоном настроения, общительностью, без глубоких и стойких привязанностей, выраженной эмоциональной поверхностностью. Как говорится, «лёгкость мыслей необыкновенная». В связи с отсутствием каких бы то ни было стойких интересов, большую часть основного времени они проводят на улице. Легко примыкают к лицам с асоциальным поведением, часто становятся соучастниками в воровстве, начинают употреблять алкоголь, курить. Последнее возникает по типу реакции имитации формы поведения неблагоприятного средового окружения. Дети с неустойчивостью поведения – «угрожаемые» (группа риска) – должны быть на особом учёте. Центр тяжести в лечении незрелой неустойчивой личности смещается больше в сторону терапии средой, чем лекарственной терапии. Существует и непатологический уровень нарушений. Дети играют в морской бой, меняют увлечения. Хобби- реакции недолгие. Двигательные разряды, беготня, ссоры, драки, частые вовлечения в конфликты связаны с эмоциональной заражаемостью и повышенной внушаемостью. Трусливые, идут на поводу у дезорганизаторов. Малоспособные к волевому усилию, уходят с уроков, удовлетворение примитивных потребностей в ощущениях. Отказ от школы, роль шута – их защитные реакции.К непатологическому уровню относится и акцентуация характера по неустойчивому типу На втором месте среди правонарушителей находятся подростки с явлениями повышенной аффективной возбудимости. Основным критерием отнесения подростка к группе аффективно-возбудимых служит преобладание в его психическом состоянии раздражительности, взрывчатости, склонности к агрессивным разрядам, повышенной конфликтности, постоянной готовности к ссорам и дракам, нередкой неуправляемости поведением в состоянии аффективных вспышек. Агрессия часто направлена на взрослых, провоцируется рядом утрированно подростковых черт: нетерпимостью к опеке, нотациям, ущемляющим самолюбие, авторитарному давлению взрослых, потребностью к эмансипации, самоутверждению. Эмоционально заряжаемы, не могут сохранять нейтралитет. Уличные компании привлекают этих подростов, как среда, где самоутверждение приобреталось за счёт физической силы. Стиль поведения – бравада неподчинением, демонстративность и развязность. Установка на обучение отсутствует вообще, педагогическим мероприятиям неподатливы. И всё же эти подростки обнаруживают определённую сформированность личностных установок, наличие некоторых планов на будущее, связанных с выбором профессии, своеобразную адаптацию во внеучебной жизни: направленность на ряд трудовых конкретных мероприятий, требующих затраты физической силы и энергии. Умелое вовлечение их в деятельность, требующую двигательной активности, эмоционального заряда, способствовало временной компенсации их поведения. Особую опасность представляют аффективные вспышки у детей олигофренов. Насмешки окружающих по поводу их интеллектуальной несостоятельности (осознание своей неполноценности происходит лишь к подростковому возрасту). В ответ на насмешки – агрессии, драки. Остановимся на подростковой особенности – стремление к самоутверждению, особенно у детей -сирот. Часто наблюдаются аффективные вспышки у таких детей, у которых родители были лишены родительских прав или находятся в местах лишения свободы. Осознание стыда за родителей и такого рода аффективная заряженность требуют особого внимания к таким детям, прежде всего, со стороны социума, общества. Хотя, надо иметь ввиду и то, что возбудимость – черта эпилептоидного типа. Лица с акцентуацией по эпилептоидному типу очень часто находятся на судебной экспертизе. И третья группа – группа правонарушителей с расторможенностью влечений. В ряде случаев отмечаются влечения, отличающиеся перверзностью (извращённостью) – немотивированная агрессия с жестокостью, удовольствием от причинения боли окружающим, чаще детям, животным; отсутствие брезгливости, пиромания – особое стремление к поджогам – и т.д. Как известно, возбудимость сферы влечений даже у здоровых подростков вызывает аффективную напряжённость, нередко влияет на поведение. Влечения же, относящиеся к психосексуальным, в современной подростковой психиатрии рассматриваются в рамках возрастной нормы, а не как патология. Особо следует отметить нарушения поведения с преобладанием асторможенности влечений у олигофренов. Они имеют характер органической неодолимости. У мальчиков на первом месте – тяга к бродяжничеству. Возникает самым первым и на первых порах кажется уходом от трудностей. Влечение к бродяжничеству в период дисфорических немотивированных колебаний настроения и является разрядкой аффективной напряжённости. Также - склонность к воровству, алкоголю. При этом, у них возникает быстрое привыкание. В состоянии опьянения поведение подростков- олигофренов грубо патологично, с агрессивностью, патологическими аффектами, вспышками. Прожорливость, повышенная сексуальность (упорный онанизм), сексуальные влечения к сверстницам и женщинам старшего возраста, с попыткой применения насилия. Здесь сказывается развращающее влияние старших. Сочетание патологии влечений и аффективной возбудимости с умственной отсталостью также является причиной тяжёлой неуправляемости своим поведением, антисоциальных эксцессов. Таким образом выглядит психологический портрет малолетнего преступника и условия, создающие склонности к антиобщественным агрессивным действиям у подростков.
МАЛЬКО НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА, психолог Луганской областной клинической психоневрологической больницы
Перегляди 301 субота лютого 26, 2011 10:57
|