ХОД КОНЁМ ЗНАМЕНИТОЙ СВАХИ
Да-да, той самой Ханумы, знакомство с которой многих из нас состоялось в фильме-спектакле Г.Товстоногова с одноимённым названием ещё в 1978 году. Впервые в Большом драматическом театре пьеса «Ханума» была поставлена 30 декабря 1972 года и до экранизации выдержала более 300 постановок. Этот спектакль считается одной из лучших работ Георгия Товстоногова. А разыграла Ханума в этой Авлабарской истории Авксентия Цагарелли, что называется, шахматную многоходовку в конкуренции с другой свахой-Кабато в борьбе за имя и титул разорившегося старого грузинского князя Вано Пантиашвили. Сюжет известен: действие происходит в Авлабаре- районе в Тбилиси, князь планирует удачно жениться, для чего нанимает известную сваху Хануму, которая нашла для него невесту по имени Гулико(примерно тех же лет из купеческой среды, которая немолода и некрасива, да и не особенно богата, но так и князь в запросах скромен). Другая сваха, Кабато, хочет женить князя на своей кандидатке -дочери богатого армянского купца Микича, Соне. Микич также заинтересован в этом браке, поскольку мечтает о княжеском титуле, потому и скупает векселя князя. Котэ, племянник Пантиашвили, влюблён в армянку Сону и, кроме того, даёт ей частные уроки. Ханума, желая помешать своей конкурентке и одновременно помочь молодым влюблённым, решает испортить сватовство князя. Она переодевается и выдаёт себя за Сону. Увидев старую, кривую и хромую невесту, князь отказывается жениться на ней и вновь собирается взять в жёны Гулико. Микич, узнав об этом, стал грозить Пантиашвили векселями. Тогда племянник Пантиашвили Котэ предложил жениться на Соне. Тем самым он и дядю спас от долгов и купцу позволил поместить на свою карету княжеский герб. Пантиашвили даёт согласие, а сам женится на Гулико. Ханума же выходит замуж за приказчика Микича – армянина Акопа. Вот этот спектакль и возник на сцене Луганского областного академического русского драматического театра в последние дни января. Режиссура и сценография Евгения Морозова(Киев), руководителя элитного театра «Визави», ранее поставившего в Луганске пьесы «Мамуля» и «Яма». Итак, декорации многоуровневые, в оформлении их использованы картины Нико Пиросмани, периодически быстро сменяют друг друга в нужные моменты. Удачный приём режиссёра- мобильная декорация восточного рынка, изобилующего всякой всячиной, которую и предлагают купцы юркому слуге князя Тимотэ, роль которого вполне удалась Ивану Долгому(может быть, в некоторых сценах чересчур вертляв). А вот и сам князь(заслуженный артист Украины Е.Кравцов), в общем- то, и не выглядит старым и противным аристократом, а вполне благопристоен(князь, одним словом). Однако, полагаем, сцену с опьянением надо было доигрывать до конца- такой сначала нетрезвый, тут же быстро приходит в себя, адекватен и не совсем- то и «под шафэ» (невольно возникает в памяти В.Стржельчик, сыгравший эту роль в фильме- спектакле). Но, в Луганском академическом областном русском драматическом театре- это совершенно другой спектакль и другие исполнители… А заняты в нём, практически, все актёры. Вот и народный артист Украины Клёнов П.Н. в роли старейшины в бане- белая папаха, зычный голос - хорош! Можно сказать, что он стал одним из тех украшений спектакля, которых в нём вполне достаточно. Вот и становится ясным как настоящий мастер может в коротком эпизоде так привлечь внимание зрителя. Ба, а вот и другие знакомые всё лица: в массовках мы видим заслуженного артиста Украины В.Приходкина, П.Морозова, С.Евдокимова, К.Мануйлова, Б.Музыку, Р.Брилёва, С.Шевченко, А.Приходкину и других. Производят впечатление действий под народную грузинскую и армянскую музыку(музыку ввёл руководитель музыкальной частью театра М.Мордкович). В водевильном, комедийном жанре «раскручиваются» события, где главным действующим лицом является Ханума, в прекрасных одеяниях(художник по костюмам Г.Диденко создала великолепные костюмы подтанцовки, органично вписывающиеся в развитие с национальными колоритами). Роль Ханумы, без преувеличения, ярко играет заслуженная артистка Украины П.Шкуратова. Чёткие и выверенные движения, постановка голоса, - Полина Александровна, безусловно, на высоте! Обратимся же и к другим персонажам пьесы. Чётко и уверенно ведут свои партии нувориш Микич Котрянц) и В.Смирнов(приказчик Акоп), не остаётся в тени Г.Топоркова(весьма подвижна оказалась старушка- то) в роли мамаши Микича, впечатляет И.Сиротинская- Кравцова в роли Кабато. Неплохо смотрится А.Лазарев в роли Котэ Пантиашвили- племянника князя, ему удаётся всё, в том числе и зажигательный грузинский танец. Вместе с К.Хасановой(Сона, дочь Микича), они составляют прекрасную пару, привлекающую к себе внимание и внешностью и содержательным исполнением. Г.Круглик(сестра князя - Тэкле) всегда играет добротно и смотрится достаточно прилично. В итоге, грузинский князь и армянский купец, устраивают не одну, а сразу три свадьбы(в том числе и Ханумы с Акопом), а заодно денежные и другие семейные и торговые дела, отчего все довольны и веселятся по этому поводу. Ну, а свахи, помогающие им, и соперничающие друг с другом, ругаются и мирятся на общепонятном русском языке(да и вообще, все актёры работают на чистом, без акцента русском языке). И примирение противоборствующих сторон вполне логично. Ведь все живут в одном многонациональном посёлке, где нужно принимать непохожесть друг друга и уживаться- грузинам и армянам…. И уметь находить то, в чём они схожи и что их объединяет. Кстати, всем нам – то(всем, всем) тоже жить вместе на этой земле. А потому без добрососедства и понимания не будет деловых удач, семейного счастья, житейского мира, да и просто не смогут встретиться те, кто предназначен друг другу… То есть, худой мир лучше доброй ссоры, но при взаимопонимании и заслуженные артисты Украины Т.Чеверноженко (купец- взаимопомощи все мы можем жить спокойно и уверенно. И пусть жизнь эта будет похожа на вечный праздник, как в спектакле «Ханума» на Луганской сцене. Итак, выбор спектакля для постановки очень удачен(полагаем, недаром поработала руководитель литературно- драматической частью Л.Пилавова- Слюсарева) - именно сейчас всем нам как никогда требуется добрый весёлый сюжет о том, как люди находят путь к взаимопониманию, как можно рассчитывать на мир и надежду. Которые, как видим, рождаются не только в кругу застолий, дружеских встреч в бане, но и в отношениях между людьми. Что и преподносит режиссёр Е.Морозов и творческий коллектив театра в виде своеобразного мюзикла с песнями и зажигательными танцами(хореография М.Горянской объёмна и соблюдает всю этническую культуру, это, по большому счёту, мастерство- сделать это с таким количеством исполнителей танцев!). А ещё- пламенные речи и верховенство всепоглощающей ЛЮБВИ. Что и свидетельствует о том, что пьеса эта как была, так и осталась актуальной спустя столько много лет…А сваха Ханума(в исполнении П.Шкуратовой также)- вроде как национальная героиня своего народа, как была, так и осталась таковой. Сегодня, конечно, практичные девочки и состоятельные «новые русские и украинцы» вполне обходятся без свах…(иногда удачно у нас выступает в виде свахи Интернет). Тогда в театр нужно идти для получения интеллектуального удовлетворения. И никак иначе! Думается, представителям грузинской и армянской диаспор в Луганске театр сделал своеобразный подарок- они могут себя не чувствовать эмигрантами, оторванными от далёкой Родины- вот она здесь и сейчас. А всем другим- если вы себя плохо чувствуете, у вас, где- то, превалируют депрессивные нотки в настроении, красиво оденьтесь и идите в театр на спектакль «Ханума»!
Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины, член МСПУ
|